"Як тебе не любити", или Остров для шведов

"Комсомолка" завершает знакомство читателей с городами, которые принимают Евро-2012. Наконец мы дошли до главного города страны, где пройдет финал чемпионата.

КИЕВ БЕЗ КАШТАНОВ

Болельщик, который первый раз прибудет в Киев, застанет столицу всю цветущую и пахнущую. Один из самых зеленых городов Европы поразит гостей днепровскими склонами и пышными парками. Киев принято называть городом каштанов, но в июне они уже отцветут. Из-за перемены климата (морозной зимы и знойного лета) эти деревья раскидывают цвет теперь в начале мая, а не как раньше, в последние выходные весны, в День Киева. 

Но и без того впечатлений будет где набраться.     

ПЯТИЛЕТКУ ЗА ТРИ ГОДА

Стройка НСК "Олимпийский" длилась чуть больше трех лет. Хотя можно было начать и на два года раньше. Много раз стройка останавливалась то по причине отсутствия денег, то по политическим мотивам. Но в результате стадион вышел оригинальный и действительно впечатляет. На первые игры болельщиков собиралось почти полный стадион. После реконструкции трибуны немного наклонили к полю, и вид на поле стал лучше. Проблема пока обнаружилась одна - проход на стадион. Турникетная система никак не справляется с наплывом болельщиков: пропускает по одному человеку в 10 секунд. Из-за этого при входе постоянно возникает толкучка. 

Другая проблема - отсутствие парковки на стадионе. Есть она только для одной тысячи избранных - ВИПов, или, как их принято называть на Евро, - семьи УЕФА. Обычный турист свой автомобиль не сможет поставить ближе пяти кварталов к стадиону. А после игры разбредаться по домам болельщики станут пешком - три соседние станции метро закроют на вход. Так расплачиваться киевлянам и приехавшим фанам придется за то, что НСК "Олимпийский" находится в центре города. И вместо того, чтобы построить новый стадион на окраине, руководство страны решило реконструировать старый.         

Фан-зону в Киеве сделают на Крещатике. Там планируют разместить до 70 тысяч болельщиков, которым не достанутся билеты на футбол.   

"КОМАНДА МОЛОДОСТИ НАШЕЙ…"

Подписав договор об аренде стадиона "Олимпийский", хозяйничать на арене стал легендарный киевский клуб "Динамо". Во времена СССР именно динамовцы стали первой немосковской командой, которая выиграла чемпионат 1961 года. Киевский клуб - самый титулованный времен Союза, а затем и Украины: выиграл 13 национальных чемпионатов, 9 национальных кубков, 5 суперкубков. На международной арене успехи команды связаны с легендарным "полковником", как его окрестила западная пресса, - Валерием Васильевичем Лобановским. При нем капитан "Динамо" дважды - в 1975-м и 1986 году - поднимал над своей головой Кубок кубков и один раз суперкубок УЕФА в памятных матчах с мюнхенской "Баварией". 

КИЕВ

Население - 2 800 000 жителей

Площадь - 836 кв. км

Логотип - основатели города: Киев, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь, стоящие на корабле. Волны изображены в цветах национального флага. 

Фан-зона - ул. Крещатик (от ул. Институтской до бульвара Шевченко, сможет вместить 70 тысяч болельщиков)

Расстояние от Киева до: Харькова - 470 км, Львова - 540 км, Донецка - 750 км 

Готовность города к Евро-2012 - 95%

ЧТО ПРИВЕЗТИ 

Картину с пейзажами столицы 

Туристам нужно пойти на ул. Десятинную в районе Андреевского спуска на Подоле. Поскольку Андреевский сейчас реконструируется, вся торговля киевскими сувенирами переместилась именно на Десятинную. Здесь продаются различные ручные поделки из дерева с символикой Киева (цена 50-100 гривен). В этом же месте столичные художники выставляют свои картины. Цена от 100 грн. и выше. 

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ 

Самый маленький лифт и обзорная экскурсия

В пятиэтажке на ул. Прорезной, 11б (в самом центре, возле Крещатика), есть уникальный лифт - самый маленький в столице. Полным людям сюда можно зайти, только втянув живот. Подъемник соорудили около сотни лет назад по указанию одного проживавшего здесь генерала, чья жена тяжело болела и не могла подниматься по ступенькам. А маленький он из-за того, что пролет между лестничными клетками очень узкий.

Обзорную экскурсию по Киеву начните с самого сердца столицы - Майдана Незалежности. Здесь можно лицезреть высоченный Монумент независимости и знаменитые Лядские ворота. Именно через эти ворота в 1240 году во время осады Киева воины хана Батыя пробились в княжескую столицу Киевской Руси.

Далее от Майдана, поднявшись вверх по ул. Софиевской, сможете пройти к Софийскому собору, который был построен еще в XI веке по приказу князя Ярослава Мудрого. Отсюда в 10 минутах ходьбы расположено другое культовое сооружение - Михайловский Златоверхий монастырь с почти 900-летней историей. В 30-е годы прошлого столетия большевики практически полностью снесли святыню. Отстроили ее только в конце 90-х годов.        

Через дорогу от Наводницкого парка по большой лестнице вы подниметесь к Мемориальному комплексу "Национальный музей Великой Отечественной войны". В состав комплекса входит монумент-скульптура "Родина-мать". 

В десяти минутах ходьбы находится знаменитая Киево-Печерская лавра с ее пещерами.

После этого следуйте в Мариинский парк - одно из любимых мест киевлян.   

Сразу возле парка находится Верховная Рада, а чуть далее - Кабмин. Практически напротив рабочих кабинетов министров раскинулся второй по значимости стадион столицы - "Динамо" имени Валерия Лобановского.

Увидеть больше всего иностранных туристов можно будет на Трухановом острове (Пешеходный мост к нему идет от Набережной, возле станции метро "Почтовая площадь").

Именно там будут жить (в специально оборудованном палаточном городке) шведы, чья сборная проведет в Киеве все три матча группового турнира. Даже для них киевские отели - дорогое удовольствие. 

ЧТО ПОПРОБОВАТЬ

Перепичка и котлета с пивом 

Куда же без "Киевской перепички", которую продают уже более 30 лет! Такую сосиску в тесте можно попробовать только в столице. Находится "Киевская перепичка" в начале бульвара Богдана Хмельницкого, напротив ЦУМа.   

Символично будет попробовать в столице котлету "по-киевски". Есть несколько версий, почему это блюдо из куриного филе названо в честь Киева. По одной из них, котлеты начали делать во Франции, и рецепт был привезен в Российскую империю еще во времена императрицы Екатерины. После прихода к власти большевиков рецепт котлет был подзабыт. И только после Великой Оте­чественной войны один киевский повар решил возродить популярность блюда из куриного филе. Поэтому в последующие годы котлеты и стали называться "по-киевски". 

Из напитков подавляющее большинство болельщиков, конечно же, предпочитают пиво. В Киеве оно продается на каждом углу (цена - 4-8 гривен). 

ВАЖНО! 

КАК ДОБРАТЬСЯ 

Киев имеет прямое авиа- и железнодорожное сообщение с принимающими городами Евро. Стоимость билета на самолет по маршруту Львов - Киев - 1500 грн.; Харьков - Киев - 1100 грн. и Донецк - Киев - 1750 грн. 

Можно сэкономить и проехаться на поезде. В Киев из Донецка ежедневно курсирует фирменный поезд "Донбасс" (время в пути - 12 часов). Цена за место в плацкартном вагоне - 127 грн., в купе - 195 грн., в люксе - 890 грн. Из Львова в столицу ежедневно ходят несколько поездов (время в пути - около 12 часов). Цена билета: плацкарт - 90-100 грн., купе - от 115 до 170 грн., люкс - 600 грн. В столицу из Харькова поезд также курсирует ежедневно (время в пути - 9-10 часов). Цена билета: плацкарт - 70-90 грн., купе - 100-140 грн., люкс - 440-520 грн. 

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

Общественный транспорт Киева - это автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутки, метрополитен, а также городская электричка. Проезд в наземном транспорте стоит 1,5 грн. (кроме маршруток, они - по 2,5-3 грн.). Стоимость жетона в метро - 2 грн., а в городской электричке - 1,7 грн. Все виды транспорта курсируют примерно с 5.30 до начала первого ночи. Городская электричка ездит с 6.00 до 10.00 и с 16.00 до 21.00 (курсирует каждые 15-20 минут). Но в последнее время один-два состава городской электрички регулярно ломаются и остаются в депо. Из-за нехватки составов пассажирам порой приходится ждать электричку по полчаса и более. 

Автобусы и троллейбусы ходят с интервалом 4-5 минут в часы пик, а вот трамваи - реже (10-15 минут). Самым удобным транспортом является метро (интервал движения - от 1-3 минуты в часы пик, 5-7 минут - в обычное время). Впрочем, в подземке также замечаются частые сбои в работе. Поломка поезда может задержать движение примерно на 10 минут. А в феврале проблемы с электричеством на три часа практически остановили "зеленую ветку" метрополитена.  

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

city-kyiv.com.ua - официальный сайт принимающего города, dprc.gov.ua - поиск железнодорожных билетов, kbp.aero - аэропорт "Борисполь", interesniy.kiev.ua - достопримечательности Киева и заказ экскурсий по столице  

ЦЕНЫ НА ЖИЛЬЕ

Отели (указана стоимость стандартных двухместных номеров):

***** от 4200 грн. (400 евро)

**** от 1250 грн. (135 евро) 

*** от 870 грн. (82 евро)

** от 350 грн. (33 евро)

* от 250 грн. (23 евро)

Хостелы от 150 грн. (14 евро) за кровать в общем многоместном номере. 

Фото Максима ЛЮКОВА, Антона ЛУЩИКА и Thinkstock