Джеймс Кэмерон: "3D поможет нашему "Титанику" заново всплыть!"

Сегодня в прокат выходит обновленный оскароносный фильм.

Кэмерон и две его тени - наглядная иллюстрация 3D.

Фильм о гибели суперлайнера, вышедший в 1997-м, обрел вторую жизнь в формате 3D. Мэтр рассказал, почему новые технологии помогают острее сопереживать Джеку с Розой, и поделился своими впечатлениями от посещения Марианской впадины.

О ВОЗВРАЩЕНИИ "ТИТАНИКА"

- У меня появилась возможность дать фильму второе рождение. Для любого режиссера нет большего удовольствия, чем снова увидеть свой фильм в прокате. Да, люди продолжают смотреть "Титаник" на DVD, но кино - это совсем другое: ты садишься в темном помещении рядом с незнакомыми людьми и все внимание отдаешь картине. 

Когда ты смотришь фильм дома, тебя отвлекает возможность пойти сделать кофе или выпить пива, а в зале тебя от путешествия в другой мир не отвлекает ничего. И с помощью 3D мы вернули людей в кинотеатры. 

Мы не добавили и не убрали ни одного кадра - только поработали над качеством картинки, кое-что подчистили. "Титаник" - уже классика, он занимает особое место в кинематографе и не теряет актуальности. Даже не осознавая этого, в 1997 году мы старались сделать фильм-долгожитель. Но для многих молодых зрителей это, безусловно, окажется совершенно новое кино. Оно будет интересно поколению, выросшему на "Сумерках", особенно девочкам. Так было и в 1997-м: на фильм ходили люди разного возраста - от 18 до 80 лет, но девушки были ключевой аудиторией.

Я перевыпустил "Титаник" не ради кассы. Сборы - это лишь показатель интереса зрителей к картине. Если фильм соберет 18 миллионов долларов и окупится, я уже буду рад.

ПРО 3D

- На перевод фильма в трехмерный формат мы потратили 18 миллионов долларов и 60 недель кропотливого труда. Ежедневно над этим процессом работали по 300 человек. Нужно было обрисовать форму каждого объекта на уровне пикселей вплоть до мельчайшего волоска. Сложность еще и в том, что специалисты по графике не знали, как все это выглядело в реальности, на съемках - могли только представлять. А я проводил по 3 - 5 часов каждую неделю, разглядывая кадр за кадром. И наслаждался процессом. 

Как только люди изобрели фотографию, сразу возникла идея поставить рядом два фотоаппарата и создать стереоскопическую картинку - мы ведь видим мир двумя глазами, объемно. Конечно, это хочется внедрить в искусство. Экспериментировать с 3D в кино начали еще в сороковых, но по-настоящему 3D-съемки стали развиваться в последние 3 - 4 года.

Тут еще есть над чем работать - например, над яркостью картинки, которая в 3D теряется. Зритель не должен выбирать между объемом и сочной картинкой. Нужно увеличивать и число кадров, показываемых в секунду, чтобы улучшить качество изображения.

О ГЛУБИНЕ ЭМОЦИЙ

- Первые два часа в "Титанике" ничего особенного не происходит - люди ходят по кораблю, общаются, влюбляются. Только потом корабль натыкается на айсберг и начинается беготня. Но наш опыт показал, что 3D усиливает все - в том числе и накал эмоций; мелодраматические сцены стали гораздо выразительнее. В боевиках и так миллионы долларов потрачены на спецэффекты - они не нуждаются в 3D-технологиях для усиления зрелищности. Что действительно можно улучшить с помощью 3D, так это драму! 

Стоит ли переводить обычные фильмы в новый формат? И да, и нет. Фильмы вроде "Парка юрского периода" и "Звездных войн", зрелищные и не теряющие популярность, конечно, стоит. Но новые фильмы лучше сразу снимать в 3D, если вы планируете потом показывать их в этом формате. Делать это на стадии постпродукции тяжело. Даже если есть деньги, нет времени, чтобы сделать это хорошо, нужны месяцы.

О ПОСЛЕДОВАТЕЛЯХ

- Я рад, что своим "Аватаром" подтолкнул других режиссеров к тому, чтобы снимать в 3D. Конечно, бывают и провальные попытки, но появились и прекрасные образцы трехмерного кино. В любом случае мы оправдали саму технологию, и люди стали ее использовать. Я всегда рад помочь коллегам советом и, когда вижу, что хороший фильм был сделан с помощью хорошего новейшего оборудования, испытываю гордость за себя и за них.

Бывают режиссеры-дебютанты, которые ничего не знают и не стесняются задавать вопросы. И есть очень признанные мастера, которые тоже не боятся о чем-то спросить. В промежутке - режиссеры средней возрастной категории, которые считают себя самыми главными на площадке и не следуют ничьим советам. Например, Мартин Скорсезе - он потрясающе талантливый режиссер, но совершенно не стеснялся уточнять, как делать то или это. Мы с ним очень тесно сотрудничали, когда он работал над "Хранителем времени".

А вот Марк Уэбб, режиссер "Нового Человека-паука", решил не следовать моим советам в том, что касается 3D. И, если честно, мне не нравится то, что у него получилось!

Для того чтобы легендарный корабль плыл в новом формате, потратили 18 миллионов долларов.

О МАРИАНСКОЙ ВПАДИНЕ

- Мной двигали любопытство и стремление преодолевать трудности. Мне интересно исследовать новые территории. В том числе это и научный интерес. В колледже мне было непросто выбрать между наукой и искусством, но в итоге физика оказалась для меня слишком сложной. И не думайте, что я полез в Марианскую впадину за адреналином. Я отец пятерых детей и не могу рисковать своей жизнью, мне семью надо поднимать! Я все продумал, чтобы вернуться целым и невредимым. Кроме того, чисто "адреналиновое" приключение не поможет вам узнать мир или получить новый духовный опыт.

В 1995 году, когда я решил совершить погружение к "Титанику", это казалось практически невозможной задачей. Спуститься на такую глубину могли только несколько аппаратов. И мне помогли русские - Институт океаналогии предоставил необходимую аппаратуру и научно-исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш". Я провел на нем несколько месяцев... 

Это путешествие длилось около 8 часов, но только на разработку конструкции корабля Deepsea Challenger ушло 7 лет. А в феврале этого года, накануне первоначально намеченной даты старта, лидер экспедиции и мой большой друг Эндрю Уайт, отвечавший за подводную съемку, погиб, разбившись на вертолете. И нам пришлось отложить поездку и начать подготовку заново. Но я так горд, что смог создать эту технологию, и почувствовал такой прилив эмоций и энергии, когда все удалось! Все, что видел, я снимал в 3D.

Самым страшным этапом путешествия оказался, как ни странно, подъем на поверхность - он прошел быстрее и резче, чем ожидалось. Наверху разыгрался шторм, но меня выловили спасатели на вертолетах.

О МИЗАНТРОПИИ

- Я езжу в эти экспедиции не потому, что я мизантроп и мне скучно с людьми. Но, полагаю, в этом веке у человечества будут большие проблемы, которые нужно решать сообща, - проблемы энергетических ресурсов, изменений климата. Если мы с ними не справимся, мы не выживем.

Речь идет в том числе и о спасении океана - мировые правительства не принимают достаточных мер. Но при этом я просто люблю исследования. И считаю, что вызовы, с которыми мы сталкиваемся в обществе, не могут отвлечь нас от исследований природы.

Фото Михаила ФРОЛОВА и кадры из фильма.