Мэр о происшествии с лифтом на Зерновой: "Давайте не будем делать из этого катастрофы. Это случайность"

После инцидента, когда подъемник едва не раздавил грудничка, городские власти пообещали навести порядок в этой сфере, но сразу же оговорились: денег на то, чтобы полностью закрыть вопрос, – нет.

Однако жители дома на Зерновой уверяют, что и после ремонта в 2010 году лифт работал с перебоями.

Цена вопроса – 300 миллионов
В течение недели коммунальщики ответят на вопрос: что именно стало причиной кошмара, который довелось пережить жительнице одного из домов по улице Зерновой. Напомним, женщина шла на прогулку с двумя детьми. Вышла из лифта на первом этаже и как раз выкатывала оттуда коляску с грудничком, как вдруг двери подъемника захлопнулись, зажав коляску с младенцем, там же осталась и 18-летняя дочь Татьяны. Кабина поехала вверх. Женщине едва удалось выдернуть коляску из западни, но из-за того, что лифт успел подняться довольно высоко, малыш выпал из коляски и угодил прямо в шахту, на него сверху рухнула коляска. Таня кинулась спасать малыша, к счастью, ребенок не пострадал, а его мама отделалась переломом лодыжки. Все это время в лифте была ее старшая дочь, к счастью, девушка хотя и сильно испугалась, сумела вовремя вызвать на подмогу спасателей. (см. "КП" за 30 марта и сайт kp.ua).
- По поводу инцидента на Зерновой давайте не будем делать из этого катастрофы, - заявил на вчерашнем совещании в горисполкоме мэр Александр Син. – Эта проблема не возникла сию минуту – она не решалась десятилетиями и сегодня мы не в силах привести в надлежащее состояние абсолютно все лифты города. Цена вопроса - 300 миллионов гривен, этих средств нет ни в государственном, ни в местном бюджетах. 
Нет нынче в городе средств даже на то, чтобы как следует провести инвентаризацию, но чиновники успокаивают: запорожское лифтовое хозяйство в относительно нормальном состоянии, так что инцидент на Зерновой скорее случайность, нежели закономерность.
 
Ремонт делают "чайными ложками"
Ремонт подъемников все же делают. Так в 2007 году в порядок привели 105 лифтов, в 2008 – 83, в 2009 – 90, в 2010 – 170 (причина взлета в цифрах – трагедия, случившаяся в многоэтажке на набережной, когда кабина раздавила 20-летнюю Яну Лепехину. Девушка была на пятом месяце беременности). За весь прошлый 2011 год коммунальщики отремонтировали 86 лифтов, ну а в течение 2012-го займутся 105 подъемникам. Для сравнения: сегодня в Запорожье действует 3132 лифта, 1740 (56,2 процента) из них уже отработали положенные им 25 лет. 
Еще один момент  – отсутствие квалифицированных кадров. По словам мэра, механик, прибывший на вызов по Зерновой, не смог должным образом исполнить свою работу и объяснить механизм действия подъемника. Да и сам лифт отремонтировали совсем недавно - в 2010 году, но все это время, как уверяют местные жители, машина продолжала работать со сбоями. 
Учитывая это, в городе решили провести глобальную аттестацию всех сотрудников лифтсервисов. 
- В случае с коляской имело место нарушение правил безопасности, - говорит Алексанр Син. – Безусловно, если бы система защиты сработала, ситуации вовсе бы не возникло. Но ведь эти правила написаны как раз для нештатных ситуаций. 
В ближайшее время на дверях кабин появятся соответствующие памятки. Но так или иначе, а причин проблемы это не решает. Лифтовое хозяйство ветшает и если не разработают действенной программы его реанимации, несчастных случаев с подъемниками в дальнейшем будет только больше. 
 
"Какой специалист пойдет на 800 гривен?"
- Тариф на обслуживание лифтов в нашем городе, наверное, самый низкий по Украине. В том же Бердянске жители оплачивают 480 гривен за подъемник, в Киеве – 800 гривен, а в Запорожье – 200, - говорит лифтер Александр, пожелавший не называть свою фамилию. – К тому же у нас работа повышенной опасности, поэтому когда к нам приходит человек, он полгода обязан проходить стажировку и трудиться за минимальную зарплату. А ну-ка, какой специалист пойдет на 800 гривен в месяц? Зарплата лифтера со стажем – 1600-1800 гривен. Средний возраст лифтера сегодня – 60 лет. Здесь работают в основном пенсионеры, которые рассчитывают прежде всего на пенсию, а лифты – это так… подработка. Да, квалифицированных кадров нет, потому что никто не хочет работать за гроши и при этом подвергать свою жизнь и здоровье опасности.