Цистерны с меланжем проедут через Харьков?

Сегодня особо опасный груз в сопровождении военизированной охраны покинет территорию области. Мы выясняли, каким путем вывезут ядовитое вещество.

Особо опасный груз будет сопровождать военизированная охрана.Фото Львовского регионального медиацентра Минобороны.

Еще 2800 тонн останется
 
Примерно половину меланжа, опаснейшего вещества, которое десятилетиями хранилось в Шевченковском районе, сегодня вывезут из Харьковской  области. Со склада ракетного топлива в сторону России отправится 14 цистерн с компонентом ракетного топлива.
- Опасное вещество загрузили в цистерны, придерживаясь всех технологий, общий   объем меланжа – 770 тонн. Российская сторона подтвердила принятие компонента  ракетного топлива, вопрос только в нашей таможне. По моей информации, 3 апреля 770 тонн меланжа навсегда покинут наш регион, - сообщил Александр Николаев,  командир воинской части, на территории которой хранился меланж.
Две тысячи тонн меланжа вывезут тремя партиями за апрель и май, операцию эту   профинансировали европейцы. Страны-доноры выделили на перемещение и  утилизацию ядовитого вещества на одном из российских предприятий 2,2 миллиона евро. Однако три партии, которые уедут из области накануне Евро-2012, – это лишь 42 % солидного запаса меланжа, хранящегося на складах в Шевченково. Специалисты надеются, что к концу 2012-го про яды в недрах Харьковской области можно будет забыть.
 
Утилизируют на Урале или в Сибири
 
Вывозить меланж будут по железной дороге с большими  предосторожностями. Весь путь цистерны с ядом должна сопровождать  военизированная охрана, также за перемещением следят инспекторы ОБСЕ. Под их  бдительным оком проходит вся операция – от погрузки до расщепления меланжа.
- Почему такая большая сумма понадобилась, 2,2 миллиона евро, это чуть меньше годового бюджета Украинской армии? Потому что в нее входят и погрузка, и отправка, и охрана, и утилизация меланжа, - объясняет офицер регионального медиацентра Минобороны Дмитрий Горбунов.
Утилизировать ракетное топливо собираются на Урале или в Сибири, более точную информацию в военном ведомстве не дают. В тайне хранят сведения и о том, по  какому пути повезут цистерны. Впрочем, вариантов тут не так много.
 
Выберут кратчайший путь?
 
Железнодорожники объяснили, что есть три маршрута, по которым цистерны могут проследовать до границы с Россией: через Красный Лиман в Донецкой области, через Казачью Лопань (в этом случае цистерны проедут через Харьков) и самый короткий путь от Шевченково – через Купянск и таможенный пункт пропуска Тополи.
- Если везти на Урал, то самый удобный маршрут по железной дороге – через Купянск и пункт пропуска Тополи, - считает Александр Абросимов, председатель  независимого профсоюза железнодорожников.
Однако, как стало известно "Комсомолке" из собственных источников, цистерны с меланжем, скорее всего, отправят в Россию через станцию Хутор-Михайловский в Сумской области, предварительно опасный груз проследует через Основу, Харьков, часть Харьковской и Сумской областей.
 
Комментарий эколога
 
Олег Перегон: "Слава Богу, что вывозят"
 
Экологи, затаив дыхание, следят за вывозом из нашей области меланжа. Говорят, слишком рискованно продолжать хранить у себя ядовитое наследство Советского Союза. От одних только паров меланжа может загореться древесина, целлюлоза, бумага.
- Меланж – очень коварная смесь, надо молиться, чтобы его благополучно вывезли.  Это одно из страшнейших веществ, созданных человечеством, первого класса опасности. До семикратного разведения оно продолжает оставаться концентрированной кислотой. Если меланж попал на почву, нейтрализовать невероятно сложно. Это легочный яд, если даже микровзвесь его есть в воздухе, у человека начинают разлагаться легкие, - говорит зампредседателя общественной организации "Зеленый фронт" Олег Перегон. – Слава Богу, что его вывозят, когда еще беда не произошла.