Еще в 2009 году правительство приняло решение: за три года все парковки в стране должны быть оборудованы специальными платежными терминалами. Так решили бороться с коррупцией парковщиков - чтобы каждая копеечка шла в бюджет.
Но с того времени в Киеве установили всего 55 паркоматов (из расчета один на десять мест). Получается, брать деньги по закону могут только за 550 паркомест. Это капля в море.
- С 1 апреля, если на стоянке нет паркомата, то нет законных оснований платить за парковку, - уверяет известный киевский юрист Любомир Дроздовский, занимающийся вопросами парковки. - Если раньше парковкой считался участок дороги, отделенный синей линией со специальным знаком, то теперь обязательно еще и наличие паркомата.
По словам юриста, если сотрудник Киевтранспарксервиса потребует с вас деньги, а вы отказываетесь платить, то парковщик может составить акт в присутствии двух свидетелей и передать его в суд.
- Ни разу не слышал, что Киевтранспарксервис судился с водителями, - продолжает Любомир. - Например, за неуплату одного часа стоянки в центре города (10 гривен) подавать в суд не выгодно: только госпошлина стоит 215 грн. плюс конверт с маркой, плюс работа юриста.
Отдельным пунктом распоряжения прописаны платные стоянки на территориях, взятых в аренду. Например, перед супермаркетом или возле аэропорта "Борисполь". Там платить придется и впредь…
Мы проехались по стоянкам в центре города. Парковщики уверены, что работать будут как и раньше, и потерять работу (если оплата станет безналичной, то и парковщики не нужны) не боятся.
- Начальство нас пока не предупреждало, по-прежнему продаем талоны, - удивляется нашему вопросу сотрудник Киевтранспарксервиса Вадим, работающий на улице Лютеранской.
- Они там наверху что-то принимают, отменяют. Мое дело - слушать начальство. Мне сказали, что до конца года талоны будут действовать, - уверяет парковщик на улице Пушкинской.
Тот факт, что паркоматы так и не закуплены, в Киевтранспарксервисе объясняют двумя причинами.
Первая - дорого. Хотя, по словам производителей, окупаются паркоматы довольно быстро. Например, один терминал одесского производства стоит 41 тыс. грн. Рассчитан он на 20 машино-мест. По словам представителя этой компании Николая Рахубы, окупится он в Киеве примерно за 4-5 месяцев.
Вторая - закупать паркоматы нет смысла, пока в Админкодекс не внесут изменения о повышении штрафов за неуплату стоянки. Ведь сейчас заставить водителя платить нельзя никак (раньше для этого использовали блокираторы и эвакуаторы). И с этим нельзя не согласиться - только единицы наших водителей будут добросовестно платить.
Но ведь парковщикам распоряжение Кабмина нужно выполнять. Поэтому тут еще возможно развитие ситуации. Так что 1 апреля повеселимся.