Свободный принцип
- Ты слышала, что всех кондукторов из троллейбусов переведут в трамваи? - спрашивает пассажирка электротранспорта свою соседку.
- Да, знакомая сказала, что они даже уже заявления написали, - ответила женщина.
"КП" решила узнать, так ли это, в итоге оказалось, что ситуация диаметрально другая. Сейчас руководство "Запорожэлектротранса" сетуют, мол, если в салоне нет кондуктора, трамвай и троллейбус работает по коммунпринципу. То есть, люди ездят "зайцами", а вагоны возвращаются в парк с минимальной выручкой.
Кстати, тут не стоит полностью винить запорожцев за алчность и желание прокатиться на халяву. Ведь в забитом троллейбусе деньги пассажира нередко не доходят до водителя – теряются, прикарманиваются, и докажи потом контролерам, что ты передавал 1,5 гривны.
- Ехала в трамвае. Водитель не объявлял, что оплата ему. Лобовое стекло, там, где обычно размещают табличку у кого брать билет, я не видела, так как заходила через заднюю дверь. Я сидела и ждала пока ко мне подойдет кондуктор. В итоге пришли контролеры, и начался скандал. Меня обвинили, что я "заяц", а моим объяснениям никто не поверил. В итоге пришлось платить 30 гривен штрафа, - поделилась жительница Шевченковского района Светлана.
Не престижная работа
Сейчас штат кондукторов, мягко говоря, не укомплектован. Оно и понятно, ведь зарплата у них не очень большая: 900-1800 тысячи гривен. За такие деньги не каждый захочет целый день трястись в вагоне.
- Работа у нас тяжелая, приходится и ночью выезжать. Зимой в вагонах холодно, летом очень жарко. Психологически тоже нелегко, ведь люди разные попадаются, бывают и злые, пьяные. Многие грубят, часто скандалят, не хотят оплачивать проезд, - рассказала "КП" кондуктор Ирина.
Кстати, в трамвайных и троллейбусных парках, которые находятся в спальных районах, кондукторов больше, чем в центральных депо. На окраинах не такой большой выбор работы, поэтому люди довольствуются тем, что есть.
Сейчас руководство "Запорожэлектротранса" исследует пассажиропоток. Отслеживают, на каких направлениях больше всего нужны кондукторы, а где можно какое-то время обойтись и без них. Естественно самые востребованные маршруты те, которые выходят на проспект. В центре города большой пассажиропоток, в спальных районах много людей только в час пик и выходные. Поэтому, в первую очередь кондукторов переместят на центральные направления. Дальше займутся электротранспортом, который курсирует исключительно по окраинам, например трамваями №10, 12, 14, 15. Все они двигаются, в основном, в пределах Шевченковского района.
Сейчас во всех вагонах висят объявления о наборе юношей и девушек на работу кондукторами. Но не многие хотят занимать эти вакансии. Людям продают билеты в основном пенсионеры, молодежь в ряды кондукторов идти не спешит – не престижно, зарплата небольшая. Но в "Запорожэлектротрансе" твердо решили: каждому трамваю и троллейбусу – по контролеру. Поэтому сейчас активно ищут варианты, как привлечь к себе на работу "билетеров".