В субботу по всему миру пройдут акции против жестокого обращения с животными. К общему движению присоединятся и одесситы – марш пройдет от Дерибасовской до Потемкинской лестницы. Зоозащитники будут требовать активировать программы стерилизации и постройки приютов; рассмотреть законопроект об ужесточении наказаний за убийства животными и привлечение к ответственности догхантеров.
Погибают в муках
Одесские активисты уверены, что отравление животных в Одессе имеет две составляющих. Первая – это якобы работа коммунальщиков, вторая – это инициатива самих жителей. По словам вице-президента Одесского союза животных Ирины Момот, в последнее время убийство четвероногих в городе стало массовым явлением.
– Открываю сводку, и у меня сердце кровью обливается, – сетует зоозащитница. – На нашу горячую линию поступил звонок от жителя Днепропетровской дороги, который говорит, что в их районе постепенно отравили всех собак, а теперь взялись за котов.
На поселке Котовского охота на четвероногих открыта уже как два года. Особенно ударным месяцем является февраль – защитники говорят, что зафиксировали 19 убийств. Отправления с марта прошлого года фиксируются и на Таирова. Больше всего страдают животные на Маршала Жукова, Ильфа и Петрова, Глушко и Архитекторской. А в переулке Павлова по просьбе хозяйки дома отстреливают котов.
– Когда женщину спросили, зачем она это делает, та сказала, что коты заходят к ней на участок и справляют там нужду, – отмечает Ирина Мамот. – Особо жестоко расправляется с животными житель Авдеева, он расставил металлические капканы, попадая в которые, звери погибают в муках. Даже после всех обращений к правоохранителям и в СМИ ничего не изменилось, зато теперь он угрожает тем людям, которые на него жаловались.
В свою очередь замначальника городского управления экологии Валентина Дацюк заверила "КП", что если раньше из разных районов поступали сообщения о массовых убийствах, то сейчас ситуация более спокойная.
– В последнее время даже уменьшилось количество покусанных людей, – говорит чиновник. – Что касается обвинений в адрес коммунальщиков в отравлении собак, то они необоснованные. Ни одного факта еще не было доказано. Недавно на уровне вице-мэра решался вопрос проблемы с бездомными животными и на совещании категорически запретили травить собак.
Иностранцы берут пример
По неофициальным подсчетам, число бродячих псов в Одессе достигает 100 тыс. особей. Методики, позволяющей точно посчитать их количество, нет, поскольку животные мигрируют. Власти отказываются от усыпления бездомных собак в пользу их стерилизации. Еще в 2007 году решением горсовета была принята программа регулирования численности беспризорных животных, основанная на европейском стандарте и рассчитанная на восемь лет.
– Наша служба отлова – единственная в стране, которая работает согласно программе, – продолжает Валентина Дацюк. – Согласно плану сотрудники начинают с центра города и продвигаются в сторону окраин, но это в идеале. Такие действия должны выполняться и в области, т.к. на место пойманных собак приходят животные из сел. К нам за опытом приезжают иностранные представители, и, по сравнению с другими городами, у нас все в порядке.
Во вторник с рабочей поездкой в Одессе побывал замминистра экологии и природных ресурсов Дмитрий Мормуль. Он принял участие в работе коллегии обладминистрации, одним из вопросов которой было обращение с бездомными животными. Выслушав суть вопроса, чиновник сделал неоднозначное заявление о том, что не стоит идти на поводу у защитников прав животных.
– Если собак и стерилизуют, не исключено, что к ним присоединится вожак и не создаст стаю, которая будет вести себя своеобразным образом, – отметил Мормуль. – Нужно решить проблему безопасности людей, а не слушать защитников животных.
Вице-министр добавил, что проблема бездомных животных связана с учетом их количества, и предложил посчитать количество собак, отследить динамику изменения численности.
Кстати
Правительство недавно заявило о выделении 30 млн. грн. на строительство новых приютов для животных, два из которых должны появиться в Одессе. Однако пока зоозащитники бьют тревогу: последний оставшийся приют "Ковчег", где к тому же есть станция стерилизации, могут закрыть.
– Как объяснили нам в прокуратуре, руководство вовремя не подало заявку на оформление льготной аренды, и теперь наш долг составляет 12 тысяч гривен, – говорит Ирина Момот. – Если мы его не погасим, "Ковчег" придется закрыть. Власти говорят про новые приюты, а пока мы можем лишиться единственного оставшегося.