Гангстеры живут долго

Ровно 40 лет назад на экраны вышел шедевр Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец".

Американское кино и до "Крестного отца" одарило мир множеством изумительных "гангстерских фильмов" - историй взлетов и падений людей, приговоренных к короткой и яркой судьбе "врагов общества" социальными условиями или особенностями характера и воспитания. К ним относились сочувственно, как к бунтарям и преступникам поневоле. На этой унавоженной почве и возрос шедевр Копполы, соединивший гангстерскую мифологию с чувствительностью Нового Голливуда, придавший криминальному жанру эпичность "американской трагедии". Потом были "Лицо со шрамом" ДеПальмы, "Воры как мы" Олтмана, "Диллинджер" Милиуса, а видные режиссеры Скорсезе и Майкл Мэнн посвятили гангстерской тематике едва ли не все свои труды, но идеальным воплощением жанра для миллионов остается "Крестный отец".

Представив на экране панораму жизни итало-американской мафиозной семьи с ее ритуалами, Коппола смело вышел за границы жанра, прикоснулся к вечным темам конфликта отцов и детей, зависти, мести... Многомудрые и страдающие, не чуждые "понятий" о морали гангстеры Копполы живут долгой, обстоятельной жизнью, а не гибнут, как мотыльки. Они вписаны в строй самой жизни, давно переставшей удивляться их в ней присутствию.

Роль Дона Корлеоне стала одной из лучших в блестящей карьере Марлона Брандо. Кадр из фильма.

Благодаря им организованная преступность стала восприниматься некоей стабилизирующей силой, у которой можно искать защиты, когда нет больше веры ни в один общественный институт. И в каком-то смысле именно "понятия", по которым живут герои "Крестного отца", стали образцом для  тех людей, которые смотрели фильм Копполы в российских видеосалонах, мечтая стать такими же могущественными бандитами, как Дон Корлеоне. Доказательством тому, что у некоторых это получилось, служит новейшая российская криминальная история...

Пять фактов о фильме

5 афоризмов из "Крестного отца":