Первый начальник Днепропетровского областного управления СБУ Владимир Слободенюк: "Контрразведка должна быть достаточно открыта"

На этой неделе Служба безопасности Украины отмечает 20-летие своего основания.

На торжестве, посвященном юбилею, руководитель Днепропетровского областного управления СБУ Владимир Верхогляд вручал награды и знаки отличия сотрудникам.

Создание украинской спецслужбы было необходимо

- Владимир Никитович, 20 сентября 1991  года Верховная Рада приняла Постановление об образовании Службы национальной безопасности Украины. Расскажите, как это происходило?

- Во-первых, нужно отметить, что события 19 августа 1991 года ускорили образование СНБУ. Напомню, что 16 ноября 1990 года мы приняли Декларацию о государственном суверенитете Украины и уже были на пути реформ, а после 24 августа 1991 года, когда на внеочередной сессии Верховная Рада приняла Акт провозглашения независи­мости, надо было создавать свою структуру власти. Тогда все начало быстро и динамично ускоряться. Инициативы по созданию украинской спецслужбы были как сверху, так и снизу. Почему сверху? Потому что понимали и Верховная Рада, и ее председатель Кравчук, что для защиты национального суверенитета и экономики Украины нам нужен орган, который будет решать все проблемы безопасности государства.

И 19 сентября 1991 года на Президиуме Верховного Совета было принято постановление "О создании Службы национальной безопасности Украины", которым предусматривалась ликвидация Комитета государственной безопасности Украины и создание Службы национальной безопасности Украины. До избрания Президента Украины СНБУ непосредственно подчинялась Председателю Верховной Рады и была подконтрольна Верховной Раде. Основными в структуре преду­сматривались разведка и контр­разведка, но было много вопросов, связанных с тем, должны ли входить в Службу национальной безопасности внешняя разведка, правительственная связь и прочее.

Кандидатур на должность Председателя СНБУ было много

- А как вообще происходила разработка проекта Закона "О Службе безопасности Украины" и кто принимал в этом участие?

- Над Законом "О Службе безопасности Украины" работало очень много людей. В его разработке принимали участие комиссии и по правам человека, и по международным связям, и много ученых из юридических кругов и институтов, представители Высшей школы КГБ Украины.

12 декабря 1991 года Президиум Верховной Рады рассмотрел проект Закона, и он был передан для дальнейшей обработки в комиссиях Верховной Рады Украины и других институтах власти.

Кстати, при всех проблемах, которые были связаны с негативной оценкой и необходимостью реорганизации КГБ, я не помню ни одного случая, чтобы кто-либо сказал что-то негативное о конкретных сотрудниках, с которыми они когда-то имели дело как со следователями, или как с оперативными работниками, или за период отбывания наказания. Они всегда подчеркивали, что это были юридически грамотные, очень смышленые, выверенные, вежливые люди, которые выполняли свой долг. И поэтому хотелось, чтобы осталась высокая подготовка юридической грамотности и преданности своему государству, но уже на новых принципах независимой Украины.

- Скажите, какие характерные эпизоды из того времени вам вспоминаются?

- В начале октября 1991 года все понимали, что отработка документов должна идти параллельно с назначением людей на должности, которые бы отвечали за эти вопросы. Тогда же обсуждали целый ряд кандидатур на должность Председателя СНБУ. Много было разговоров о кандидатуре Емца Александра Ивановича. Назывались кандидатуры и Костенко Юрия Ивановича, и Василия Васильевича Дурдинца. В этом списке было и мое имя. Наконец, вынесли на заседание Верховной Рады кандидатуру Александра Емца, который не набрал необходимого количества голосов. Ситуация была не решена, она зависла.

Однажды поздно вечером мы сидели в Комиссии Верховной Рады с Василием Дурдинцом, Валентином Лемишем и, кажется, с Леонидом Кучмой, который тогда работал в нашей Комиссии, и возникла мысль о кандидатуре Евгения Марчука. Он был хорошим специалистом, но в то время уже не работал в органах СБУ. Дурдинец позвонил Председателю Верховной Рады Леониду Кравчуку и согласовал с ним эту кандидатуру. Потом он перезвонил Евгению Кирилловичу, и уже как решение Председателя Верховной Рады и Комиссии, сказал: "Просим вас приступить к работе". Таким образом, Евгений Кириллович Марчук в начале ноября 1991 года стал Председателем СНБУ.

Владимир Никитович СЛОБОДЕНЮК

Хочу сказать, что именно после этого назначения активно пошла работа по формированию нормативной базы и практическому насыщению СНБУ кадрами. И уже в начале декабря Закон "О Службе безопасности Украины" попал в Верховную Раду.

Мне также пришлось работать с этим законом, я его представлял на заседаниях Верховной Рады. 30 января 1991 года закон был рассмотрен концептуально, а 25 марта 1992 года принят полностью.

Депутатов интересовали пайки и машины контрразведки

- На каких главных принципах предлагалось в 1992 году строить Закон "Об СБУ"?

- На первом заседании Верховной Рады, которое состоялось по рассмотрению проекта закона, Евгений Марчук сказал, что в основе проекта должны быть положение об Акте независимости Украины, Декларации о государственном суверенитете, концепции Конституции, общепризнанные международные правовые акты. А целью этого закона должны стать обеспечение надежной защиты конституционного строя в Украине, общепризнанных прав человека, а также предотвращение возможности использования самой спецслужбы или ее работников в партийных, групповых или личных интересах.

Вопросов у депутатов было много: и о выделении отдельно разведки, отдельно службы правительственной связи и многое другое. Депутаты спрашивали и о специальном торговом обслуживании, что, мол, за специальные такие пайки? Марчук ответил, что это предусмотрено законом и это не какие-то специальные привилегированные магазины, а просто те же столовые и буфеты, в которых питаются сотрудники Службы безопасности.

- Одной из особенностей законопроекта было создание правовых основ и конкретных механизмов контроля за деятельностью СБУ. Сейчас идет много дискуссий о необходимости его усиления, в том числе за счет увеличения влияния политиков и общественности на кадровые назначения в Службе. Какой, по-вашему, должна быть степень открытости контрразведки?

- Я считаю, что контрразведка должна быть достаточно открыта. Но открытая настолько, чтобы это не мешало ей выполнять профессиональные задачи. Есть закон, есть задачи, которые ставит перед спецслужбой государство, есть правовые документы, регламентирующие, каким образом эти задачи должны быть выполнены, и открытость должна этому только способствовать, но ни в коем случае не ставить под угрозу выполнение задач, стоящих перед контрразведкой или другими подразделениями.

- Какая была атмосфера в сессионном зале во время обсуждения проекта закона?

- Я уже говорил, что атмосфера была очень творческая. Не было ни одного человека, который бы не переживал о принятии Закона "Об СБУ". Поэтому он так долго и обсуждался. Никто не хотел, чтобы Служба безопасности Украины работала по чьему-то конкретному заказу. Весь зал хотел, чтобы это был независимый, подчиняющийся только закону орган. И влияние любой силы рассматривалось как отход от основных принципов работы этой службы. Когда поднимались такие вопросы, как обеспечение спецслужбы пайками, жильем, машинами и т.д., это делалось для того, чтобы местная власть не имела  излишнего влияния на СБУ. А эффективность ее работы и материальное содержание должно быть государственным делом. Как говорил депутат Яворивский, у сотрудника должно быть такое материальное обеспечение, чтобы он мог себе позволить спокойно работать и не заботиться, где достать денег для семьи.

Досье "КП"

Владимир Никитович СЛОБОДЕНЮК

Родился 9 сентября 1944 года в Рязани.

Генерал-лейтенант СБУ в отставке. Инвалид 1-й группы, чернобылец первой категории.

Начальник Управления СНБУ в Днепропетровской области в 1991-92 гг.

Начальник УСБУ в Днепропетровской области в 1992-96 гг.

Председатель Совета ветеранов СБУ в Днепропетровской области.