Шеф отомстит быстро, а коллеги - "изысканно"

Сама по себе месть - это реакция на обиду, унижение, несправедливость.

- Все пропало!!! Ну вы меня еще вспомните! Фото Thinkstock.

И если кто-то на работе начинает вам мстить, скорее всего, вы сами вольно или невольно дали повод подпортить себе жизнь и карьеру. О том, как вести себя в подобной неприятной ситуации, "Комсомолка" разбиралась с ведущим экспертом украинского рынка труда Сергеем МАРЧЕНКО.

НАЧАЛЬНИК: УВОЛИТ - И ДЕЛО С КОНЦОМ!

У начальника Ольги была "милая привычка" - похлопывать подчиненных девушек пониже спины. О том, что ей это неприятно, Ольга говорила дважды, а в третий раз в ответ на традиционный для шефа шлепок сама хлопнула его по заду. Поскольку данный инцидент произошел на глазах у изумленных зарубежных партнеров, Ольга не стала ждать "страшной мести" и уволилась сама.

Никто не спорит, что на работе лучше всего не бороться с врагами, а поддерживать ровные отношения с коллегами. Кстати, так считают 37% наших читателей, уверяющих, что на рабочем месте они работают, а не занимаются всевозможными разборками (см. Опрос). Но бывают ситуации, когда от человека уже действительно мало что зависит.

Месть со стороны руководителя может не только серьезно отразиться на финансовом состоянии сотрудника, но и вообще разрушить его карьеру. Лишение премий, назначение неугодному подчиненному дополнительных обязанностей или, наоборот, освобождение его от ведения перспективных проектов, постоянные придирки и замечания – все эти инструменты мести вполне доступны руководителям. Однако, по мнению Сергея Марченко, бытующее мнение о том, что чаще всего местью грешат именно начальники по отношению к своим подчиненным, не вполне соответствует действительности. Дело в том, что возможностей у шефа действительно больше, но, к счастью, поводов для мести объективно не так уж много.

- Если начальника не устраивает подчиненный, скорее всего, он не будет вынашивать каких-нибудь коварных планов отмщения, а просто уволит его и наймет на это место другого, - уверен эксперт. - Держать в штате сотрудника, который не справляется с обязанностями, и постоянно мстить ему попросту нерационально! Ведь если какой-то участок работы выполняется плохо, сам начальник в свою очередь получит взыскание от вышестоящего руководства. Наверху не станут разбираться, кто именно плохо работает - Иванов, Петров или Сидоров, ведь за все отвечает руководитель! 

СОТРУДНИК: ВЫНАШИВАЕТ КОВАРНЫЕ ПЛАНЫ

А вот месть коллеги, говорит эксперт, - блюдо гораздо более изысканное. У коллеги возможности намного скромнее: он не может вас уволить или лишить премии. Поэтому, если такой тип задался целью избавить себя от вашего присутствия, ему придется подумать над тем, как сделать вашу работу невыносимой, а мысли сменить обстановку - все более актуальными.

- Своей цели коварный коллега может добиться двумя путями: либо вас уволит начальник, либо вы уволитесь сами. Соответственно, будут применяться две стратегии выживания, - продолжает Сергей Марченко. - Первая заключается в том, чтобы дискредитировать вас перед начальником и вынудить того расстаться с вами. Если вы были на хорошем счету, искусный мститель начнет с мелочных, незначительных поводов. И если сначала шеф не будет придавать значения таким мелким грешкам, как опоздание на 10 минут или не вовремя обработанный запрос клиента, то со временем это составит негативный фон, на котором действительно серьезная оплошность будет рассматриваться не как досадное недоразумение, а как закономерность. К тому же, если недруг озвучивает все ваши промахи публично, начальник рано или поздно вынужден будет реагировать на то, что, возможно, при других обстоятельствах и скрыл бы, если б дело не получило публичной огласки.

Вторая стратегия, по словам эксперта, заключается в том, чтобы работа стала невыносимой лично для вас и вы покинули компанию на радость коллеге. Здесь в ход идут манипуляции, интриги, склоки, сплетни, создание коалиции ваших противников, дискредитация перед деловыми партнерами и руководством, а иногда даже и физическое воздействие. 

ЧТО ДЕЛАТЬ

Если вы столкнулись с неприятной ситуацией, подобной описанным выше, в первую очередь следует проанализировать, насколько далеко зашло противостояние. Нередко случается так, что повод для конфликта был ничтожный и на ранних стадиях, когда еще не все мосты сожжены, достаточно просто извиниться за свою бестактность. Таким образом потенциальный мститель получит сатисфакцию, и разгорающийся конфликт будет погашен в самом начале.

В случае когда дело зашло слишком далеко и примирение невозможно, придется принимать решение: позволите ли вы кому-либо ломать свою карьеру или будете за нее бороться. Выбрав борьбу, будьте готовы к тому, что это потребует крепких нервов, выдержки и концентрации. Плюс заключается в том, что когда правда на вашей стороне, это придает дополнительные силы, а коллектив, как правило, поддерживает. К тому же, если вы будете выполнять свою работу качественно и безошибочно, никакие кляузы и интриги не заставят руководство от вас отказаться. 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА 

"Не тратьте силы попусту"

- Всегда помните - и на работе, и в личной жизни, что месть проще предотвратить, чем исправить ее последствия, - советует психолог Марина ДЕРКАЧ. - Чтобы избежать необходимости защищаться от возможной мести, просто не провоцируйте конфликтные ситуации. Если же момент упущен, не стоит злиться и пытаться сделать гадость в ответ. Конечно, мстить обидчику или нет, будь то начальник, подчиненный или коллега, каждый решает сам. Но я уверена, что лучшее, что можно сделать в подобной ситуации, - это проигнорировать обиду, навсегда забыть об обидчике и продолжать добиваться успехов в карьере независимо от того, как складываются обстоятельства вокруг вас. Дело в том, что месть хоть частично и освобождает от накопившейся обиды, растрачивает внутренние силы человека, давая взамен лишь мимолетное чувство удовлетворения. Кроме того, тот, кто начинает мстить, вовлекается в нехорошую игру и нередко поступает еще более низко, чем обидчик. Поэтому очень велика вероятность того, что рано или поздно "мститель" пожалеет о своем поступке, но будет уже поздно. 

В ТЕМУ

"Совершая недружественный акт, проанализируйте последствия!" 

Бывает и другая месть. Нередки случаи, когда работники, имеющие претензии к работодателю, умышленно наносят вред компании. Способы бывают разными. Чаще всего это распространение недостоверной или компрометирующей компанию информации, сознательный срыв важного контракта, передача коммерческих секретов конкурентам, увод к конкурентам клиентов и т.д.

- Зачастую эти действия имеют под собой определенную почву, нередко обиды действительно глубоки, но все же большой вопрос, насколько адекватны такие действия нанесенным обидам? - говорит Сергей Марченко. - И, самое главное, кому мстим? Не секрет, что основная масса таких обид имеют личную подоплеку. Так почему же из-за конфликтов с конкретным человеком должны страдать все бывшие сослуживцы? Нанося вред компании, человек должен быть готовым к тому, что теперь ему будет противостоять не только обидчик, но и другие люди, интересы которых были задеты - коллеги, руководство, собственники бизнеса. Поэтому, прежде чем совершать недружественный акт по отношению к работодателю, нужно тщательно проанализировать возможные последствия. И помните, что, к сожалению, в нашей стране они могут даже выходить за рамки "легальных взаимоотношений". 

Сталкивались ли вы с местью на работе?* 

На работе я работаю, а не занимаюсь разборками 37 %

Да, с местью со стороны начальника 34 %

Да, с местью со стороны коллег 18 %

Я и сам не против отомстить, когда мне слишком досадили 11%

*В опросе, проведенном на сайте "КП" в Украине" kp.ua, приняли участие 762 человека.