Главные проблемы дончан: растущие цены и низкая зарплата

По результатам соцопроса, каждый второй житель города не удовлетворен своей жизнью.

Дончане сатли обращать внимание на то, что денег сейчас едва хватает на еду. Фото из архива «КП»

Среди дончан растет негатив и протестные настроения.

К такому выводу пришли социологи, которые проводили исследование сразу в 3-х городах Украины - во Львове, Кировограде и Донецке. Такой  выбор объяснили тем, что намерены выяснить и сравнить, что волнует жителей запада, центра и востока страны. Оказалось, что в разных частях Украины обеспокоены одними и теми же проблемами. Впрочем, отношение к ним порой кардинально разнится. А по идеологическим проблемам, таким как русский язык, НАТО или отношения с Россией, оценки наиболее контрасты.  Однако закрались и некоторые сюрпризы. Как, например, количество дончан и львовян, которые хотят в Европу, уже примерно одинаковы.

Каждый пятый мечтает уехать 

Как отмечают социологи, один из самых главных показателей -  удовлетворенность собственной жизнью - падает. Так, сейчас 51% респондентов заявили, что в целом не удовлетворены своей нынешней жизнью.  Среди тех, кто может считать себя в лагере довольных, - 41%, и еще 8% тех, которые не смогли четко определиться по этому показателю.  При этом, считай, каждый пятый ответил социологам, что мечтает уехать из страны (17% дончан). Однако, несмотря на такой прогрессирующий пессимизм, социсследование показало, что именно на востоке страны самый высокий уровень патриотизма.

- 71% жителей Донецка горды тем, что являются дончанами. При этом среди моральных авторитетов жители востока Украины называют скорее ныне живущих, в то время как на западе страны чаще вспоминают исторических персонажей и представителей культуры. В число авторитетных и влиятельных дончан вносились Бубка, Писарев, Ахметов, Кобзон и мэр Донецка Александр Лукьянченко, - сообщил руководитель Донецкого информационно-аналитического центра Кирилл Чабанов.

Алкоголизм потеснил экологические проблемы

Сменился за прошедшее время и рейтинг актуальных проблем для дончан.  К примеру, если в 2006 году львиную долю волновали высокие тарифы на ЖКХ, то сейчас с этим, очевидно, свыклись и в целом коммунальным проблемам отводят 3-е место (и 37%). А вот лидерство среди городских бед сейчас за ростом цен и инфляцией. Эти показатели волнуют сейчас 69% горожан.  На втором месте по актуальности - бедность, низкие зарплаты и пенсии. В пользу этого высказались 59%. Кстати, если 6 лет назад экологические проблемы были уверенно в первой пятерке городских недостатков, то сейчас свалились ниже первой десятки. А среди новичков рейтинга - коррупция и растущий алкоголизм, они волнуют каждого десятого дончанина (11 и 10%).  Наименьшие беспокойства в Донецке вызывают транспортные заторы и проблемы образования (лишь по 2%).

Что любопытно: каждый четвертый житель города видит себя безработным. На вопрос социологов, чем вы хотели заняться, имей достаточное количество денег для себя и семьи, 25% с радостью ответили: "Вообще бы не работал".  Выяснилось, что еще 25% (то есть четверть горожан) мечтают сменить нынешнее место работы. Кстати, мечтающих о тунеядстве во Львове и Кировограде примерно такое же количество.

А вот самым болезненным для разных регионов страны оказался вопрос о внешних отношениях с Россией. Причем, как отмечают социологи, даже на востоке страны симпатии к "большому брату" стали снижаться. Хотя по-прежнему могут считаться высокими - 47% дончан отзываются о России как о братской стране. Тем временем во Львове 18% горожан назвали РФ источником угрозы и враждебным государством, еще 12% - конкурентом для Украины.

В ТЕМУ

В Донецке, Львове и Кировограде были опрошены по 400 человек старше 18 лет. Респонденты отбирались по квотному принципу, который репрезентует взрослое население города по месту проживания, полу и возрасту. Погрешность – плюс-минус 3,5%.

Только цифры

Что больше всего  нас беспокоит

Рост цен - 69%*;

низкие зарплаты - 59%;

проблемы ЖКХ - 37%.

По результатам исследования общественного мнения в рамках проекта “Украина: запад-центр-восток-единство в многообразии” Researh&Branding Group.