Профессия - учитель: подвиг каждый день

Так сложилось, что про педагогов у нас принято вспоминать добрым словом раз в году - в День учителя.

На перемене возле стола Елены Владимировны настоящее паломничество.

В остальное время мы школьных работников ругаем - и учат не так, и от подарков не отказываются, и вообще далеко не всегда достойны высокого звания учителя. "Комсомолка" решила сломать сложившийся стереотип и рассказать о нелегком учительском хлебе просто так, без всякого повода, когда до их главного профессионального праздника еще почти полгода… 

Гимназия №153 им. Пушкина

Год открытия: 1990

Количество чеников: 601

Язык преподавания: русский

Преподаватель истории Елена Владимировна Мартынюк работает в гимназии 7 лет, общий стаж работы учителем - 21 год. С Еленой Владимировной и ее учениками 5-7-х классов я провела вторник, 21 февраля. 

8.00. Наш рабочий день начался с консультаций для тех, кто болел или что-то не понял в теме. За партами – 8 детей разного возраста, не поленившихся прийти в такую рань. У учителя есть полчаса на то, чтобы уделить внимание каждому.

8.30. Первый урок - "Вступ до історії України" у пятиклашек (история Украины преподается в гимназии на украинском. - Авт.). Дети ввалились в класс шумной толпой, однако уже через минуту наступила тишина - начался урок. Со стороны мне показалось, что еще даже не все успели проснуться, но после первого же вопроса "Хто такі козаки?" - человек семь принялись тянуть руки, желая отвечать.

Еще несколько вопросов, потом - новая тема, и все это в форме диалога.  А вы пробовали вести диалог с 24 людьми одновременно? Два мальчика за последней партой буквально вываливаются из-за парты, желая отвечать, даже если никакой вопрос не звучал. К их безудержной активности я немного привыкла лишь к концу урока. 

9.30. Идет второй урок - и снова у пятиклашек. Тут уже неуемных, которые желают отвечать все 45 минут, невзирая на отсутствие вопросов, не двое, а пятеро! То ли класс более активный попался, то ли солнце за окном разбудило тех, кто "досыпал". Диалог не прекращается ни на минуту, и на каждое детское обиженное "А в учебнике такого нету-у-уу", учитель спокойно отвечает: "А я хочу, чтобы вы подумали".

10.30. Третий урок - у шестиклассников. На большом экране - слайд-шоу, из которого мы с детьми с интересом узнали, как одевались и вооружались спартанские гоплиты, афинские продромы, спартанские лохаги и персидские клибарии. Урок прошел оживленно: шестиклашки обсуждают увиденное, переспрашивают, удивляются. Причиной безудержного веселья становится слайд, на котором разъяренные воины секут кнутами море. 

12.00. Четвертый и пятый урок - в седьмых классах. Здесь еще интереснее: слайд-шоу используется для опроса по теме, заданной на дом. Просто удивительно, почему в школе этот предмет не входил в число моих любимых! Оказывается, школьный курс истории может звучать как увлекательные рассказы – по крайней мере из уст Елены Владимировны. Кстати, несмотря на то что в этот день я присутствовала на двух уроках в пятых классах, на двух - в шестых и двух - в седьмых, ощущения повторов не было. Вроде бы темы в параллельных классах одни и те же, но оказалось, что разговор благодаря дискуссии может течь совсем по другому руслу. 

14.00. Учительница (равно как и дети) отработала уже шесть часов. Впервые за целый день она присела на краешек стула, комментируя слайды. Но буквально через минуту снова встала: сидя не видны глаза детей. Зато шестиклассники - как заведенные: на каждый вопрос - лес рук! Дети с двух первых уроков, которые удивляли меня своей энергией, теперь кажутся относительно спокойными. Со всех сторон только и слышно: "Можно я?", "Спросите меня!". После урока возле стола учителя настоящее паломничество: они несут дневники на оценку, задают вопросы, еще и пытаются спорить. Елена Владимировна улыбается: "Да, иногда меня не мешало бы клонировать".

Кстати, перемена у учителя - вовсе не время отдохнуть, как думают многие. Елена Владимировна выставляет оценки за урок в дневники и журнал, выясняет, кому принадлежат неподписанные самостоятельные работы, проветривает кабинет, проверяет, как запускается слайд-шоу. К тому же в этот день она была дежурным учителем, поэтому в начале каждой перемены ей приходилось спускаться на 2-й этаж и открывать учительскую, а в конце каждой перемены - снова спускаться и закрывать.

15.00. В классе - полтора десятка детей из разных классов. Пятеро пишут контрольные работы, которые они пропустили из-за болезни. Остальные пришли на исторический кружок. На импровизированном "круглом столе" из составленных вместе парт - книги, энциклопедии, карты. Кружок - дело серьезное, но всем весело и интересно.

16.00. Рабочий день окончен, но я понимаю, что за целый день Елена Владимировна ничего не ела. Весь ее дневной рацион состоял из двух стаканов воды, да и то только потому, что кулер стоит в классе. На вопрос, когда же она обедает, Елена Владимировна лишь пожала плечами: "Обедаю по понедельникам и иногда по пятницам - в эти дни выдаются свободные минутки".

Физико-математический лицей №208 

Год открытия: 1972 - физико-математической школы №208, 

1991 - лицея №208

Количество учеников: 623

Язык преподавания: украинский

Хорошее настроение Михаила Валентиновича не в силах испортить ничто. 

Учитель математики и директор лицея Михаил Валентинович Чемерис провел в стенах указанного учебного заведения почти всю свою сознательную жизнь. Он не только учился в этой школе с 1-го по 10-й класс, но и на 4-м курсе университета пришел сюда на работу руководителя кружка. Стоит ли удивляться, что, окончив вуз, он стал работать учителем математики именно здесь? "Директор - это должность, а учитель - призвание, поэтому я от своих "часов" никогда не откажусь!" - уверенно говорит он. С Михаилом Валентиновичем мы провели вместе понедельник, 5 марта.

8.45. Начало рабочего дня. Директор проходит в свой кабинет, включает компьютер, проверяет почту, отвечает на письма. Ознакомившись, подписывает меню школьной столовой на 5 марта.

9.00. Первая полупара у семиклассников по геометрии начинается с трех "контрольных" вопросов, цель которых - понять, все ли уже проснулись:

1. Как меня зовут?

2. Какой предмет мы изучаем?

3. Какую тему начали изучать на прошлом уроке?

После того как на все три вопроса прозвучали вполне удовлетворительные ответы, класс перешел к повторению пройденного материала. Работа идет весело. Пока четыре ученика быстро выполняют на доске задания на построение, остальные вспоминают, какие инструменты для этого нужны (циркуль и односторонняя линейка), и радостно демонстрируют их наличие. Увидев в руках одного ученика не линейку, а ее обломок, Михаил Валентинович совершенно не сердится, а напротив, весело комментирует: "Хорошо, что вы так экспериментируете только с линейками, а не с учителем!".

Его хорошее настроение не в силах испортить ничто. Даже опоздание ученика, которое у большинства учителей, проводящих урок при посторонних людях, вызвало бы приступ гнева, у Михаила Валентиновича вызывает очередную улыбку: "Спасибо, что ты пришел!". Кстати, ругать опоздавшего в этот день было действительно не за что: утром 5 марта в связи с очередным снегопадом в столице были грандиозные пробки.

Тем временем учитель уже приступил к объяснению новых методов решения задач на построение. 

10.00. Вторая полупара началась с решения более сложных задач. На доске постоянно выполняют задания 2-3 ученика одновременно. Сам учитель не то что не сидит, даже не стоит на одном месте - он постоянно ходит по классу, следя, чтобы ни один ученик не был без работы. 

За два урока возле доски побывала чуть ли не половина класса, но напряжения среди учеников нет. Как позже пояснил учитель, он сознательно стремится к тому, чтобы ученики на уроке чувствовали себя свободно. "Математике нельзя научиться под давлением, - говорит он. - Важно, чтобы к предмету был искренний интерес".

11.00. В день у директора только по два урока, остальное время посвящается административной работе.

Перед входом в директорский кабинет ненадолго останавливаюсь, чтобы прочитать объявление: поступление в лицей осуществляется исключительно на конкурсной основе, попытка дачи взятки карается по закону, да и использование служебного положения результата не принесет. "Это помогает избегать ситуаций, после которых есть повод поговорить о коррумпированном образовании", - поясняет директор.

Как только мы зашли в кабинет, раздался телефонный звонок. Информацию приятной не назовешь: отец одного из учеников взволнованно рассказал о том, что только что ему позвонил неизвестный и, представившись сотрудником правоохранительных органов, сообщил, что его сын был задержан по дороге в школу. Ребенка пообещали отпустить за определенную сумму. Поскольку телефон сына по какой-то причине не отвечал, отец долго не думал и позвонил прямо директору. Не прошло и минуты, как все разъяснилось: восьмиклассник находится в лицее, добрался сюда без приключений, следовательно, телефонный звонок - не что иное, как очередной случай телефонного мошенничества. 

12.00. Работы много: ответить на телефонные звонки и электронные письма, прочитать и расписать на исполнителей телефонограммы, посетить уроки учителей (по графику - перед заседанием школьной аттестационной комиссии). Плюс постоянное и практически непрерывное решение организационных и хозяйственных вопросов. 

13.00. Началось административное совещание с заместителями, которых у директора четыре. В этот раз предметом обсуждения стала организация в лицее праздничных мероприятий накануне Женского праздника. 

16.00. Уроки закончились, но в лицее еще много учеников. Прямо над директорским кабинетом находится актовый зал, и, судя по доносящимся сверху звукам, в школе полным ходом идет подготовка к праздничному концерту, посвященному 8 Марта.

18.00. Несмотря на то что позади - 10 часов учительской и административной работы, Михаил Чемерис признается, что ничуть не устал: "Я же не занимаюсь одним и тем же, поэтому рутины нет. А для меня лучший отдых - это смена деятельности!" 

Специализированная школа №254 – школа полного дня 

Год открытия: 1985

Количество учеников: 963

Язык преподавания: украинский

В классе Ларисы Михайловны каждый привык высказывать свое мнение.

Преподавательский стаж Ларисы Михайловны Дворник - 37 лет, из них 26 лет она проработала в школе №254. С 2002 года учитель работает с детьми младшей школы по системе РО (развивающее обучение), поэтому даже присутствовать на ее уроках наблюдателем - занятие интересное и увлекательное. С Ларисой Михайловной и ее 2-А мы провели пятницу, 2 марта.

8.00. Рабочий день уже начался. Второклашки приходят заранее, ведь многим приходится переодеваться в школьную форму.

8.25. Звонит первый звонок, начинается гимнастика под песню Елки. На экране телевизора тренер показывает упражнения, рассчитанные специально на малышей. У них даже названия такие, что на душе становится весело: "поправляем прическу", "дотягиваемся до соседа", "вытираем доску", "идем домой с хорошим настроением". 

8.30. Зарядка не расслабила, а, наоборот, сконцентрировала детей. На первом уроке нет ни сонных, ни невнимательных. Идет урок чтения, который начался с работы со специальными поисковыми таблицами - дети ищут в таблицах шесть слов, названных учителем: "поле", "вийти", "лисиця", "чорногуз", "небо", "пiсня". После того как слова найдены, учитель предлагает найти лишнее. Интересно, что малыши, которым всего по 7 лет, не просто говорят, что в голову придет, а обосновывают свое мнение. "Пiсня" - потому что ее не видно и она не связана с природой, "вийти" - потому что глагол, "чорногуз" - потому что птица, а других птиц тут нет.

9.30. Второй урок - математика, на которой семилетние дети легко справляются с такими заданиями, которые по силам не каждому взрослому. Вы, например, можете записать наибольшее трехзначное число в семиричной системе исчисления и наименьшее четырехзначное в восьмиричной? А они могут! На вопрос учительницы, кто себе может поставить оценку "отлично" за эту тему, из 25 присутствующих подняли руки 22!

Зато задания на логику вызывают настоящие дискуссии. Братик съел четыре сливы, сестричка - три, сколько съела бабушка? К пониманию того, что задача не имеет решения, малыши приходят не сразу и начинают рассуждать. Бабушка вполне могла съесть три сливы (как девочка) или четыре (как мальчик). А могла съесть семь, потому что она все же взрослая, а мальчик и девочка - дети. А могла ничего не съесть, потому что братик с сестричкой съели все, что было. И, наконец, полный негодования голос с последней парты: "Лариса Михайловна! Они что - не могли эти сливы поровну поделить?"

Урок математики, пожалуй, самый интересный, хотя я прекрасно понимаю: таковым он является только благодаря профессионализму и артистизму учителя. Удержать внимание 25 человек (вообще-то, когда никто не болеет, их в классе 33!), заставить всех работать без нервов и повышения голоса просто потому, что всем очень интересно, это дорогого стоит!

10.30. Третий и четвертый урок - украинский язык по подгруппам. Работа идет все в том же режиме - постоянные дискуссии, ведь по всем вопросам у каждого в этом классе свое мнение! И всех нужно выслушать, похвалить и спокойно отнестись к  тому, что он пять минут буквально выпрыгивал из-за парты с поднятой рукой только для того, чтобы сказать: "А я тоже согласен с Настей!".

Кстати, еще один интересный момент: система РО предусматривает поиск ошибок детьми. В математике такие ошибки называются "пастки" (одна из "ловушек" - задание про сливы и бабушку), а на уроке украинского - это ошибки персонажа Пиши-Не-Так. Прекрасная находка: кто увидел ошибку, не кричит об этом во весь голос, а поднимает над головой руки "домиком". И каждого под "домиком" учительница должна спросить - ведь они все хотят согласиться, возразить или просто добавить.

12.00. Пятница - единственный день, когда во 2-А четыре урока (в остальные дни – по пять). Поэтому, пользуясь случаем, немного поиграли в "Поле чудес" - разделившись на три команды, отгадывали буквы, а затем слова. 

13.00. Школа №254 - это школа полного дня, поэтому рабочий день учителя не закончился. После уроков - прогулка на улице, потом обед.

14.00. Следующие 40 минут посвящены домашнему заданию. Вообще-то по пятницам малышам "домашку" не задают, но впереди - 3 марта, рабочая суббота. Со всех сторон только и слышно: "Лариса Михайловна, я уже сделал!", "Лариса Михайловна, посмотрите, как у меня получилось". Так что снова ни секунды покоя. 

15.00. Часть детей расходится на кружки. Оставшиеся дети раскладывают ковер в конце класса и играют. Периодически они требуют к себе внимания, но все же удается выкроить некоторое время для того, чтобы заполнить журнал, проверить тетради, составить планы уроков на следующий день.

18.00. 10-часовой рабочий день подошел к концу. Я с трудом представляю, как после такого марафона можно еще держаться на ногах и разговаривать - ведь учительница стояла и говорила фактически все 10 часов! Плюс постоянно напряженное внимание: на уроке - чтобы все работали, на перемене -  чтобы не дрались и не кричали, на улице - чтобы не разбежались, в столовой - чтобы все пообедали, на продленке - чтобы делали "домашку" и не списывали. Что это, как не подвиг каждый день?

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ 

Спасибо, что вы нас учите! 

Диана ГРИГОРЯН, 16 лет

Тем, кто читал мою предыдущую заметку "Минное поле", могло показаться, что я не люблю учителей. На самом деле это не так - я вообще не делю людей на "учителей" и "неучителей". И, как и в любом другом окружении, кто-то мне нравится, а кто-то - нет. 

Я люблю и уважаю многих из своих преподавателей, и мне не хватит здесь места, чтобы рассказать о каждом из них. К тому же мои нынешние учителя могли бы воспринять это как лесть, поэтому могу сказать несколько слов о тех, кто преподавал у меня в другой школе. 

Моя первая учительница Лариса Михайловна. Она очень добрый и спокойный человек, который не только прекрасно знает все предметы, но и очень хорошо умеет объяснять. Мне кажется, она любит абсолютно всех своих учеников и в каждом видит только хорошее. 

Моя учительница химии Надежда Николаевна. Никто никогда не рассказывал материал так доступно, как она! Она преподавала у меня всего один год, но дала отличную базу. 

Моя учительница истории Лидия Тимофеевна. На ее уроках было слышно, как пролетит муха! Она очень строгий учитель, но знает много интересных подробностей, которые не найдешь в учебнике, и увлекательно рассказывает. 

Спасибо, что вы нас учите! Даже несмотря на то, что иногда нас бывает очень трудно вынести:)