Копанки Донбасса: закрыть нельзя узаконить

Власти региона продолжают искать способы легализовать добычу угля.

Шахтеры идут на нелегальную работу чтобы заработать на кусок хлеба. Фото Константина БУНОВСКОГО

Иллюзии того, что преступный бизнес на черном золоте под контролем, в начале марта исчезли напрочь. В регионе произошли сразу 2 скандала вокруг подпольных заработков. Первый – под Енакиевом,  где работа в копанке стоила жизни шестерым рабочим. Их тела спасателям удалось поднять на поверхность только спустя неделю после трагедии. Второй – в Харцызске. Там мэрия начала бить тревогу по поводу того, что копачи построили целый производственный поселок на сельхозугодиях. Масштаб трагедии достаточно оценить в цифрах: нелегалы построили километровую дорогу к угольному карьеру, пригнали два десятка единиц тяжелой техники, наняли полсотни рабочих. Чиновники уже оценили ущерб от этих работ не менее чем в 200 миллионов гривен.

Впрочем,  это только несколько громких событий. А география подземных работ, которые ведут нелегалы в Донбассе, намного шире.  И для всех чиновников и силовиков не секрет, что вытравить всех рабочих из копанок невозможно. С одной стороны - лояльные и "дырявые" законы, с другой - пустые бюджеты местных советов, которые обязаны по всем правилам рекультивировать территорию.  У самих бюрократов сейчас нет желания обсуждать эту проблему открыто. Статистика утверждает: идет борьба, больше 300 закрыто в прошлом году. Сшито больше 100 уголовных дел, посчитан ущерб. Но в сухом остатке ни один организатор копанки не получил реального срока тюремного заключения. При этом количество человек, которые погибли на таких работах, просчитать просто невозможно. Подпольный бизнес не проконтролируешь.

- Это настолько выгодный бизнес и от него обогащается такое количество людей, что его невозможно закрыть. Со смертями никто не будет считаться. В год нелегально добывается по 3 - 5 миллионов тонн угля. По нынешним рыночным ценам мы говорим об обороте в 3,5 миллиарда гривен в год, – заявил на условиях анонимности один из должностных лиц  углепрома.

Кроме очевидных выгод для владельцев бизнеса, такое положение дел удобно и самим рабочим. Несмотря на все риски, в депрессивных городках с легкостью идут на это прибыльное дело.

- А почему нет? Есть спрос на квалифицированных горнорабочих с большим стажем. Тем, кому до пенсии осталась пара лет, занимаются такой подработкой. А официальный стаж спокойно получают на госшахте, - говорит один из жителей Шахтерска.

При этом у властей явно нет одного подхода в борьбе с копанками. Хотя специалисты уже давно бьют в набат: разработки на малых глубинах чреваты экокатастрофой. Впрочем, депутаты облсовета за последние полгода легализовали ряд копанок и отдали недра в частные руки для разработки. В свою очередь губернатор области заявил, что готов финансировать физическую ликвидацию мест нелегальной добычи.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Сергей БОРЩЕВСКИЙ, профессор кафедры строительства шахт и подземных сооружений ДонНТУ:

- Угольные месторождения в Донбассе разведаны на 100%. И известно, что на малых глубинах залегают десятки тысяч тонн угля по большей части территории. Однако уже давно доказано, что разработка на малых глубинах нецелесообразна. Она тянет за собой экологические угрозы: идет нарушение водной системы, отсюда подтопления; утечки газа и наполнение им подвалов жилых домов. А кроме того, смещения грунта, провалы и полностью неконтролируемый процесс утилизации породы. Ее же свозят вообще куда хотят. Нужно учитывать и то, что до 150 метров у нас официально государственный водный запас. И вмешательство грозит нам необратимыми последствиями, а попросту дефицитом воды.