Когда понты дороже денег

Для одних большие автомобили становятся признаком достатка и престижа, для других - средством для поездки на рыбалку или охоту, а для третьих - это просто удобная машина

Для одних большие автомобили становятся признаком достатка и престижа, для других - средством для поездки на рыбалку или охоту, а для третьих - это просто удобная машина, обеспечивающая высокую посадку и большую безопасность при авариях. И таких дорожных монстров в наших городах становится все больше. Многие водители легковых автомобилей с завистью посматривают в их сторону и задумываются о смене автомобиля.

Исходные данные

Рассмотрим годовые расходы на владение недорогим городским внедорожником стоимостью около $35000 с точки зрения затрат на его оформление, обслуживание и плановые ремонты. Ежегодный пробег для удобства определим в 30 тысяч километров и попробуем прикинуть разницу по сравнению с малолитражкой.

Разовые затраты

При покупке нового автомобиля вам придется совершить платежи, без которых невозможно обойтись, - налог в Пенсионный фонд, который составляет 3% от стоимости (без НДС), плата за оформление документов в ГАИ, техосмотр, дорожный сбор и номерные знаки. Если у вас не возникает желания самостоятельно проходить эту бюрократическую волокиту, то можно воспользоваться услугами салона. Естественно, не бесплатно. При стоимости автомобиля $35000 приготовьтесь выложить 1200-1700 условных единиц: $900 - налог, $150-800 - необходимые платежи в ГАИ (зависят от объема двигателя) и $100 - услуги салона. Кроме этого, не забывайте, что каждые два года придется платить за диагностику при прохождении ТО и дорожный сбор. В зависимости от объема двигателя последняя статья расходов может оказаться существенной. Например, владелец легковушки с полуторалитровым двигателем платит всего 60 грн. в год (ставка 4 грн. за 100 куб. см), а владелец автомобиля с трехлитровым силовым агрегатом заплатит уже 750 грн. за год (ставка 25 грн. за 100 куб. см). Если же у вас под капотом 4 литра, то за год будьте готовы выложить 1600 грн. (ставка 40 грн. за 100 куб. см). Если учесть, что государственный техосмотр проводится раз в два года, то расставание сразу с 3200 грн. ($640) может быть накладным даже для человека с достатком.

Ну и не забудьте о страховках. Полное КАСКО при тарифе 7% разорит вас минимум на $2000.

в среднем $3500 (17 тыс. грн.)

Комфорт и безопасность

Если сравнивать внедорожник с малолитражкой, то установка магнитолы, сигнализации, ковриков и чехлов будет стоить одинаково:

Немногие автовладельцы рискнут оставить на ночь машину во дворе. Поэтому приходится пользоваться платной стоянкой, арендовать или покупать гараж. Стоянка в Киеве обходится 200 грн. в месяц. За год - 2400 грн. Тут цена редко зависит от размера автомобиля.

$800 (4100 грн.)

Не заправишь - не поедешь

Одной из основных статей расходов безусловно будет бензин. Здесь затраты очень сильно зависят от объема двигателя, типа привода, веса автомобиля и вашего стиля езды. Двухлитровые моторчики в городе «кушают» около 12 литров бензина на сотню километров, а 4-литровый уже потребует 20 литров. Дизельные агрегаты намного экономичнее, но обслуживать их придется в два раза чаще. Да и при нашем качестве топлива они выходят из строя намного быстрее, что нивелирует разницу.

При среднем потреблении 15 л/100 км за 30 тыс. км пробега в бак войдет 4500 литров 95-го бензина по 4,00 грн. А легковушка «сожрет» в два раза меньше.

$3600 (18 000 грн.)

Обслуживание

Автомобиль, как любой сложный механизм, нуждается в периодической профилактике, замене расходных материалов и необходимых регулировках. Поэтому каждые 10-15 тысяч километров приходится посещать сервисную станцию, где все эти работы и будут выполнены. Обычно первые ТО дешевле, чем последующие. Поэтому стоит рассчитывать затраты за 90 тыс. км (именно за этот срок меняются все расходные материалы) и делить на количество лет, за которые будет совершен такой пробег. В нашем случае - 3 года.

Полноприводные автомобили в обслуживании стоят дороже своих легковых коллег. Чаще всего первое ТО внедорожника обходится в 1200 грн. Владельцы легковушек отдают около 400-500 грн. за первый визит на СТО.

Отличается стоимость обслуживания и в зависимости от марок. Так, японские авто намного дороже европейских. Сравните: ТО-90 тыс. на фирменной станции для автомобиля Mitsubishi Outlender стоит 7200 грн., а для автомобиля Skoda Fabia - 1600 грн. Несмотря на то что это два совершенно разных автомобиля, разница в ценах впечатляет.

Обслуживание среднестатистической легковушки стоит $1200 за 90 тыс. км, на внедорожник придется выложить минимум в 4 раза больше - $4800.

$1600 (8000 грн.)

Сезонные работы

Весной и осенью в шиномонтажных мастерских выстраиваются очереди для того, чтобы сменить зимнюю резину на летнюю, или наоборот. Зимние шины для внедорожника - минимум 1000 грн. (350 грн. за колесо для легковушки). Большинство водителей на зиму покупают 4 колеса вместо пяти, надеясь в случае прокола использовать летнюю «запаску», поэтому закладываем в смету 4000 грн. Шиномонтаж - 100-200 грн. за год.

Еще с одной проблемой столкнутся те, кто не имеет гаража, а хранить покрышки дома не позволяют обстоятельства. «Камера хранения» для одного колеса обойдется 5 грн. в месяц, за год - 240 грн.

$900 (4440 грн.)

Чистота - залог здоровья

Вымыть машину, конечно, можно и самому. Но для большинства любителей больших машин 40 грн. - не критичная сумма. Легковушку помоют за 30 грн. Если заезжать на мойку два раза в месяц, то за год вы потратите 960 грн. Еще одной статьей расходов станут зимние омывающие жидкости (от 5 грн. за литр), которых в морозные дни уходит около 10 литров (150 грн. за тестируемый срок). Можно купить еще и освежители воздуха - 15 грн. раз в полгода.

$240 (1200 грн.)

КСТАТИ

В приведенных расчетах мы не учитывали ежегодного удешевления автомобиля. Обычно это 10-20%.

Приготовьтесь выкладывать около 2 грн./км, если вы ездите на внедорожнике, и 1 грн./км за легковушку. Получается, понты стоят около 1 грн. за км.