В квартирах у Привоза прописываются по 15 человек

Жители "климовского" квартала не верят в отселение и самостоятельно подключают коммуникации

Такой вид открывается из окон жильцов. Фото Алексея Кравцова.

Вчера прошло первое заседание комиссии, которая должна рассмотреть проблему злосчастного "климовского" квартала, где руководство ФК "Черноморец" собиралось возвести новострои. Однако в разрушающихся домах, расположенных на улице Куйбышева, части Преображенской и Пантелеймоновской, до сих пор живут люди.
– На комиссию приглашен представитель застройщика, – говорит председатель комиссии Александр Ахмеров. – Мы изучим материалы, создадим графики отселения и, я надеюсь, придем к какому-то решению, которое всех устроит.
 
Жилье в других районах
Мы пытались разобраться в том, что сейчас происходит в полуразрушенных домах, где до сих пор обитают жильцы. Картина удручает с первого взгляда. Рядом с возводящимися высотками стоят полуруины, по дороге шныряют подвыпившие работники приема стеклотары, бродяги роются в мусорниках. Жильцы жалуются, что, как только стемнеет, в их районе лучше не ходить. Тут, мол, и цыгане живут, и торгаши с Привоза, и бомжи ходят. В нескольких домах злосчастного квартала видны следы от пожаров, обвалы. Вдоль квартала припаркованы машины, владельцы которых затовариваются на Привозе или находятся в офисах.
Мы вошли в подъезд дома на улице Куйбышева, 7/9. Казалось, что свисающие доски разрушенного балкона упадут на голову, а штукатурка вот-вот обсыплется с обшарпанных стен. В самом дворе мирно сушится белье на фоне рухнувшей стены соседнего дома, в подъездах – невыносимая вонь.
Мы увидели молодую женщину, которая вышла на перекур. Она пригласила нас в свою квартиру. Наталья Дыма, похоже, к визиту репортеров уже привыкла. Она тотчас предоставляет все документы, по которым можно отследить волокиту с "климовским" кварталом. По ее словам, вся история тянется еще с 1994 года, а само решение исполкома, согласно которому "Черноморцу" разрешили реконструкцию квартала, подписывал еще Руслан Боделан в 2004 году. При этом власти обязали застройщика предоставить отселенцам равноценное жилье.
По словам Натальи, до того как начать возводить многоэтажку, которая сейчас красуется на углу Пантелеймоновской и Екатерининской, застройщик собрал подписи жильцов соседнего дома, мол, они не против строительства, и пообещал предоставить квартиры в этом доме. Жилье в итоге стали выделять, но совсем в других районах. Некоторые согласились на такое предложение, а кто-то не захотел переезжать из центра города.
– Мы и еще несколько семей остались, – говорит Наталья. – А выкупленные квартиры не пустуют – их застройщик сдает в аренду. Продать свою квартиру мы бы рады, да никто не покупает. А власти не признают аварийность нашего дома, говорят, что здесь еще жить да жить.
 
Незавидное соседство. Фото Алексея Кравцова.
Долг по коммуналке – 7 тысяч
В доме на улице Куйбышева под номером 11 мы встретили Николая – жильца, который тянул в свою квартиру водопровод.
– Воды здесь нет, так мы сами о себе заботимся, – говорит мужчина. – Нам уже ничего никто не предлагает. Кто согласился жить на поселке Котовского и Черемушках, тех отселили. Были семьи, которые по три-четыре квартиры получили, а мне нужно было две: для себя и дочери. Так я не согласился, потому что предлагали хрущевку на Черемушках без ремонта. Мне это не подходит.
Николай говорит, что во многих квартирах уже давно отключили электричество и газ, но люди тянут в свои жилища отдельные линии. К слову, в одном из подъездов мы увидели гору счетов за электроэнергию с долгами прошлых лет – они мирно лежали нетронутыми на щитовой. Мы насчитали общую сумму к оплате в размере около семи тысяч гривен.
 
В тему
Городские власти обещают проблему решить, хотя и признают, что все не так просто.
Как объяснял уже бывший вице-мэр Александр Орлов, который лишился должности в том числе и из-за этой проблемы, вопрос "климовского" отселения – тупиковый. Ведь действительно есть люди, которых до сих пор не удалось отселить, так как у застройщика нет возможности предоставить квартиры, а у города не хватает на это средств. В некоторых квартирах предприимчивые отселенцы прописали по 15 человек, а по закону при отселении положено отдельное жилье на каждую семью. Застройщик не в состоянии предоставить такое количество квартир.