Людмила Касаткина выбила квартиру для "настоящего полковника" Аллы Пугачевой

Уже девять дней, как не стало народной артистки СССР Людмилы Касаткиной.

В свои 54 года Касаткина выглядела минимум на десять лет моложе.

Всенародная любимица скончалась на 87-м году жизни - меньше чем через две недели после смерти своего мужа - режиссера Сергея Колосова. А на днях мы встретились с подполковником в отставке Виталием Строкичевым, который много лет дружил с Людмилой Ивановной. Два года назад Виталий Николаевич поделился с "КП" воспоминаниями о концерте Аллы Пугачевой, которая в 1983 году выступила перед советскими военными - тогда Строкичев служил в польском городе Легница начальником Дома офицеров. Оказывается, за четыре года до этого он - тогда еще майор - познакомился с Людмилой Касаткиной во время ее гастролей в Архангельске. Так дружба и завязалась. Своими воспоминаниями "настоящий полковник" поделился с нашими читателями.

Ради актрисы дали доступ в обкомовскую столовую

- Это было в 1979 году, - вспоминает Виталий Николаевич. - Меня тогда назначили начальником архангельского гарнизонного Дома офицеров Советской армии. Как-то мне позвонила заведующая отделом культуры областного комитета КПСС и сказала, что через неделю в город на гастроли приезжает Центральный академический театр Советской Армии, в том числе и прима театра Людмила Касаткина. Меня попросили ее встретить и опекать в период гастролей. Я, конечно, обрадовался, потому что давно был поклонником этой талантливой актрисы. Правда, поставил одно условие - дать мне пропуск в обкомовскую столовую для приобретения для дорогих гостей дефицитов - семги, осетрины, черной и красной икры. В те времена в магазинах этого не было. Конечно же, обком согласился.

В назначенный день я с генералом Василием Кондаковым отправился встречать Людмилу Ивановну на вокзал. Прихватил с собой дипломат с коньяком, лимоном и шоколадом - отпраздновать знакомство.

Встреча на вокзале была очень торжественная: на перроне в тот день собралось все руководство города. Мы вручили Людмиле Ивановне цветы, сделали фото на память, а потом посадили актрису в черную "Волгу" (тогда насчет передвижения народных артистов было особое распоряжение) и увезли в гостиницу отдыхать. Касаткиной приглянулся "люкс" на 11-м этаже с видом на морпорт.

Кстати, когда она заселялась в гостиницу и заполняла анкету, то я увидел, что в графе "дата рождения" Людмила Ивановна написала "15 мая 1935 года". А уже потом, уточнив ее год рождения, я понял, что она убавила себе десять лет. Настоящая женщина! Хочу отметить, что Касаткина и выглядела моложе своего возраста. 

Помогая снимать полушубок (она похвасталась, что он из каракульчи - тогда это был последний крик моды), я сделал ей комплимент по поводу подтянутой фигуры, а она сказала, что давно занимается спортом. Мол, на мотоцикле научилась ездить во время съемок "Принцессы цирка", любит верховую езду и часто выезжала на лошади в компании министра обороны маршала Гречко.

Людмиле Ивановне военные организовали пышную встречу на вокзале (слева от нее - Виталий Строкичев).

И вот мы ведем светскую беседу, а генерал Кондаков толкает меня в бок, мол, давай! Я предложил выпить коньяку за знакомство. На что Людмила Ивановна вытащила из-за пазухи крестик и сказала: человеку нельзя иметь два греха. Один она уже имеет - курит, но не пьет. На том и расстались.

Гагарин называл ее касаточкой

За две недели, что длились гастроли, мы с Людмилой Ивановной хорошо раззнакомились. Она даже спрашивала меня в шутку, не боюсь ли я, что пойдут слухи о нашем романе. На что я ответил, что был бы этим горд.

Она мне многое рассказала о своей жизни. Например, как ее внимания добивался ее будущий муж - режиссер Сергей Колосов. Они познакомились во время учебы во ГИТИСе (оба были студентами). Но учился Колосов средне, а Касаткина была отличницей. И вот она поставила ему условие тоже стать отличником, иначе даже не посмотрит в его сторону. И Сергей Николаевич это сделал! Рассказывала о сыне и его жене - генеральской дочке, о внучке, которую в честь бабушки назвали Людмилой, о своем земляке Юрии Гагарине (они очень дружили, Гагарин называл ее ласточкой и касаточкой). О поклонниках (генерал армии Александр Комаровский помог ей получить прекрасную квартиру на Арбате возле посольства ФРГ).

- А о жизни в театре рассказывала вам?

- Мне запомнился один курьез. В спектаклях часто ее партнером выступал  актер Владимир Сошальский. И Людмила Ивановна мне жаловалась: такой хороший артист, но работать с ним невозможно. "Мы с ним часто играем любовников, а ведь он очень любит есть лук. И я его уже прошу: Володя, ты можешь хоть сегодня обойтись без лука? А он в ответ: хоть убейте - не могу!"

А когда пришло время провожать Людмилу Ивановну в Москву, я спросил, что могу подарить ей на память. "Достаньте мне пару килограммов семги, черной и красной икры, а также воблы - мы с мужем очень ее любим с пивом, - говорит мне Касаткина и дает пачку новеньких червонцев (200 рублей). - Это будет лучшим подарком".

 

Это фото актриса подарила Виталию Строкивечу, когда он был у нее в Москве в гостях. 

Тут-то и пригодилась обкомовская столовая: прямо из здоровой бочки я выбрал огромную свежепросоленную семгу, достал две 500 граммовые банки черной и красной икры и пять кило отборной воблы. Все это мне сложили и упаковали в большую коробку. Я уложился в 200 рублей, хотя все это стоило в три раза дороже. Людмила Ивановна пришла в полный восторг. При отъезде она оставила коробку шоколадных конфет для горничной, а мне подарила фото с благодарностью за внимание.

- Я скоро с мужем еду в Сочи и лично приглашу вашего командующего армией ПВО генерал-лейтенанта Юрия Горькова на мою творческую встречу - расскажу о том, как вы мне помогли, - сказала Касаткина на прощание.

По возвращении в Москву Людмила Ивановна мне позвонила: "Сидим сейчас у меня дома с Людмилой Гурченко и Арменом Джигарханяном, едим семгу и вас вспоминаем. И они теперь тоже хотят к вам на гастроли!"

Уже потом дочь командующего Татьяна мне рассказала: в Сочи вечером к ним в номер позвонила Касаткина и попросила папу к телефону. После разговора он покраснел и на мгновение впал в ступор. А потом повернулся к жене и дочке и сказал: теперь вы чувствуете, что значит быть командующим? Меня лично сама Касаткина пригласила на ее творческую встречу! Уже после концерта актриса рассказала моему начальству о той помощи, что я ей оказал, и попросила помочь с жилплощадью. И по возвращении мне вручили ордер на четырехкомнатную квартиру в самом центре Архангельска, с паркетом и двумя балконами! Жена моя до сих пор ту квартиру вспоминает. Но прожили мы в ней всего год - меня перевели в Польшу, а квартиру я передал уже другому счастливчику.

Научил пользоваться стиральной машиной

Несколько лет спустя, отслужив в Польше и переехав в Киев, я решил съездить к Касаткиной в Москву (ее адрес и домашний телефон у меня до сих пор в партбилете хранится). Достал на фабрике два дефицитных торта - "Киевский" и "Космос", купил шампанского и нагрянул в гости. Посидели на кухне, повспоминали прошлое. Заодно я научил Людмилу Ивановну пользоваться новой стиральной машиной с отжимом - у меня дома стояла такая же. Ее муж Сергей Николаевич в этом совсем не разбирался.

"Я дома главный столяр и слесарь", - со смехом пояснила мне актриса.

А позже мы уже увиделись на гастролях Касаткиной в Киеве. Много лет переписывались и созванивались, и лишь несколько лет назад наше общение оборвалось. Когда я узнал о смерти Людмилы Ивановны, эта весть прозвучала для меня громом среди ясного неба. Она была необыкновенным человеком - тонким, добрым, отзывчивым, талантливейшей актрисой. Таких, как она, теперь уж больше нет.