Сейчас, когда кредитование в стране фактически заморожено, у банков есть время на развитие других услуг. И все чаще в борьбе за клиента они начинают декларировать предоставление новых услуг.
Похоже, банкиры осознали, что если даже сельская женщина Петровна из телевизионной рекламы освоила ноутбук, то городское население, повально сидящее в Интернете, тем более хочет получать доступ к услугам через Всемирную паутину. И началась гонка электронных услуг.
Все чаще появляются новости финучреждений, которые объявляют о начале предоставления услуг электронного банкинга, или, как его еще называют, е-банкинга. Однако перечень услуг, который финансисты подразумевает под этим словом, отличается довольно серьезно. И отличия эти могут быть, как между мопедом и гоночным болидом: и тот и другой едут, но по-разному. Поэтому мы попытаемся разбить все услуги на три категории и рассказать, что вы получите в том или ином случае.
Уровень 1. Первые шаги
Если раньше все ваше общение с банком заканчивалось походом к банкомату за зарплатой, то большинство предоставляемых через Всемирную сеть услуг будут вами не востребованы.
Начнем с ликбеза. Интернет-банкинг - это услуга доступа к вашему счету при помощи веб-браузера. То есть сидя у себя в офисе или даже лежа на диване с ноутбуком на животе, вы можете управлять деньгами, которые находятся на вашем счету. Базовый набор функций интернет-банкинга предлагает выписку по счетам, возможность переводить средства между собственными счетами, а также отправлять платеж в гривне. По идее этого вам должно хватить для того, чтобы освоиться на первых порах.
Уровень 2. Продвинутый
Некоторые банки могут предлагать перевод средств с текущего счета на накопительный депозит. Фактически это по сложности ничем не отличается от перевода между текущими счетами, но бывает и так, что вы можете открыть новый депозит со своего компьютера. Это уже шаг вперед.
Также многие крупные финучреждения позволяют блокировать карту через сайт. Некоторые пошли дальше и разрешают даже заказывать новую карту. Однако явиться за ней все равно придется в отделение банка.
Если у вас есть кредит, то, без сомнения, вам пригодится возможность погашения очередного платежа через Интернет.
Некоторые банки позволяют менять валюту, не выходя из дома. Это можно сделать, перебросив гривну на валютный счет, или наоборот.
Уровень 3. Для профессионалов
Для продвинутых пользователей, которые научились пользоваться электронными деньгами, есть услуга покупки и продажи WebMoney. Некоторые пошли еще дальше и позволяют приобретать игровую валюту для использования в онлайн-играх или популярных соцсетях.
Хороший сервис может позволить решить множество вопросов через свою персональную страничку. Например, снять блокировку службы безопасности на период выезда за рубеж или оспорить двойную транзакцию через службу онлайн-поддержки.
Однако верхом интернет-банкингового мастерства является оплата коммунальных услуг. Скажем сразу: многие финучреждения ее декларируют, но на самом деле не предоставляют. Чаще всего они предлагают создать поручение перечислять с вашего счета ежемесячно какую-то стандартную сумму на счета коммунальных служб. Однако это напоминает игру в футбол в акваланге. Ведь клиенту часто нужно прописать показания счетчиков и чтобы система сама рассчитывала сумму по текущим тарифам. А если вдруг образовались задолженность или переплата, это все должно отображаться в системе и контролироваться клиентом. К сожалению, такие возможности есть только у одного банка и одной платежной системы.
Кстати
Непосильная ноша
По данным компании "Простобанк консалтинг", в настоящий момент этот сервис заявлен в 49 из 176 организаций, имеющих лицензию НБУ на осуществление банковских операций. При этом 23 банка из указанных выше 49-ти не отважились на собственную разработку системы удаленного обслуживания клиентов, пойдя по пути приобретения готового программного комплекса.
Итого на рынке интернет-банкинга представлены 26 уникальных систем, около 6 решений вендоров (компаний-разработчиков) программного обеспечения для банков и несколько систем интернет-платежей, с которыми активно сотрудничают украинские банки, надеясь таким образом компенсировать отсутствие собственного предложения.
Если рассмотреть предложения крупнейших игроков банковского рынка, то выясняется, что не все из них стараются закрепить свое лидерство в дистанционном обслуживании клиентов. Из 17 крупнейших банков по размеру активов - по рейтингу НБУ - только 12 дают своим клиентам доступ к банковским услугам через Интернет. Остальные предпочитают обслуживать частных лиц в длинных очередях отделений либо только частично задействуют электронные каналы.
Денежки
От нуля и выше
Что касается платы за предоставление таких услуг, то тут у финучреждений подход отличается кардинально. Некоторые подключают клиентов и обслуживают их совершенно бесплатно.
Другие же считают это дополнительной услугой, которая не входит в базовой пакет, и берут плату за подключение. Она составляет от 10 до 100 гривен. Бывают случаи, что банк требует заморозить на счету какую-то сумму - чаще всего от 100 до 300 гривен.
Но есть и те, кто взимает плату за обслуживание. Иногда это преподносится как плата за пакет услуг и зависит от уровня вашей крутизны. Для VIPов - дороже, для простых смертных - дешевле. Максимальная сумма, которую мы отследили, - около 140 гривен в месяц. Так что, подписывая договор, будьте предельно внимательны.