Кто боится Элизабет Тейлор

27 февраля исполнилось бы 80 лет актрисе, ставшей одним из главных символов кино ХХ века.

В фильмографии Тейлор были фильмы гораздо лучшие, чем «Клеопатра». Но именно вокруг этой картины возникало больше всего слухов и сплетен - и именно на ее съемках она встретила любовь всей своей жизни Ричарда Бертона

Она умерла чуть меньше года назад, унеся с собой длинный шлейф сплетен о своем нездоровье, поздних романах, пластических операциях и дружбе с Майклом Джексоном. Когда рассеялся этот "контекст", в который раз стало ясно, что светская хроника, мягко говоря, не может дать полного представления об истинном значении описываемого ею "персонажа", точнее, может лишь полностью дезориентировать своих потребителей, подменив важное на неважное.

Наверное, Тейлор отчасти сама была виновата в том, что, вовремя не уйдя в тень, она запомнилась многим представителям молодых поколений пародией на саму себя - полупарализованной старухой в кресле-каталке, все еще собирающейся замуж или на бал.

С другой стороны, не все могут вытерпеть одиночество и уединение. Да и нельзя требовать подвига от привыкшей к обожанию и блеску кинозвезды.

Но стоило Тейлор уйти и от нее наконец отстали светские сплетники, сделалось очевидным: вместе с этой не очень счастливой женщиной от нас окончательно ушла эпоха великого кино, одним из последних символов которой она была.

Имя Лиз Тейлор стало синонимом женской красоты, как, допустим, имя Орсона Уэллса (с которым она снималась в детские годы) стало синонимом режиссерского величия, а имя Чаплина - 
синонимом человеческого гения.

Сегодня нет ни таких гениев, ни таких режиссеров. Красота все же еще встречается, но мало кто в кино может с ней сладить, ее использовать, ее огранить.

Лиз, даже утратив былую красоту, не сдавалась и все время собиралась за кого-нибудь замуж.

Лицо Тейлор, само по себе являвшееся произведением искусства и навсегда оставшееся в иконографии кино, тем не менее не было ее единственным актерским достоинством, как в этом часто пытались уверить несведущие критики. Когда ее лицо и тело начали стареть, Тейлор, как и подобает великой актрисе, и сыграла свои лучшие роли - 
на полную катушку использовав и морщинки, и лишний вес, и накопившиеся горечь и мудрость.

Те, кто желает свести все ее достижения к "Клеопатре" и полученному в качестве гонорара немыслимому для 1963 года миллиону долларов, пусть посмотрят ее лучший  фильм - семейную драму "Кто боится Вирджинии Вульф" Майка Николса по пьесе Эдварда Олби, за которую она была удостоена своего второго "Оскара".

Это по-настоящему выдающаяся работа, полная глубокого психологизма и выполненная на грани актерского самоотречения. В ней Тейлор сыграла вместе с главным мужчиной своей жизни, актером Ричардом Бартоном, смело вынеся на всеобщее обозрение  "сор" их бурной семейной жизни, не побоявшись предстать перед зрителем немолодой, негламурной, пьющей и сквернословящей.

Жест оценили, хотя в сознании миллионов Тейлор все равно навсегда осталась египетской мумией, а не живой страдающей женщиной.

5 лучших фильмов Тейлор:

✓ "Место под солнцем"

✓ "Кошка на раскаленной крыше"

✓ "Клеопатра"

✓ "Кто боится Вирджинии Вульф"

✓ "Укрощение строптивой"