Верховная Рада собирается внести в закон "О трубопроводном транспорте" ключевой момент – вычеркнуть запрет на приватизацию государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта.
Правда, в законопроекте не сказано прямым текстом, что ГТС можно будет передавать в частную собственность, просто отсутствует пункт о запрете приватизации.
- Конечно, то, что у нас не запрещено, то разрешено. Нет пункта о запрете приватизации - домысливайте, как хотите, однако не в этом случаи, - заявил "КП" независимый эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин. – Речь идет о том, чтобы по решению правительства создать несколько государственных предприятия, которые сейчас входят в "Нафтогаза". В дальнейшем их можно приватизировать, однако Верховная Рада должна проголосовать за это отдельным законом.
По мнению эксперта, обратить внимание стоит на то, что депутаты собираются позволить правительству распоряжаться собственностью НАК "Нафтогаз". В частности, проводить слияние, присоединение, разделение, отделение, преобразование НАК и его дочерних предприятий, которые осуществляют транзит газа и хранение голубого топлива в подземных хранилищах.
Если Кабмин получит право разделять структуру "Нафтогаза", то реформирование НАК пройдет в сжатые сроки.
- Сейчас реформирование НАК возможно с благословения депутатов. Правительство считает, что это замедляет процесс, - добавил эксперт.
По словам авторов законопроекта, реформирование это одно из требований Европы. Недавно Украина подписала с ЕС энергетическую хартию, по которой одно предприятие не может добывать, транспортировать и продавать газ. А в Украине эти три функции выполняет как раз "Нафтогаз".
А в Партии регионов убеждают, что не собираются приватизировать ГТС. Правда, в ближайшее время.
- Законопроект о реформировании НАК - это превентивная мера, чтобы бизнесмены и страны увидели, что можно вкладывать деньги в нашу трубу, чтобы начали поступать предложения об инвестициях. А то у нас нет ни одной заявки, кроме российской, о финансировании модернизации ГТС, хотя на это уже нужно 4 миллиарда евро. Украина не может самостоятельно выделить такую сумму на украинскую газотранспортную систему, - заявил "КП" регионал Вадим Колесниченко. – Но пока никто приватизировать ГТС не собирается.
Напомним, в оппозиции предупреждают: создается правовая основа для передачи украинской ГТС в частную собственность. Из-за этого бютовцы 24 февраля заблокировали трибуну.