Кто заплатит за GPS-навигаторы в наших маршрутках?

В Днепропетровске появился Городской диспетчерский центр, который будет контролировать движение всех городских пассажирских автобусов

В конечном итоге пострадать от нововведений могут пассажиры. Фото Павла ДАЦКОВСКОГО.

За водителями будет тотальный контроль

Предприятие, которое будет следить за передвижением и остановками всех городских маршруток, на этой неделе выбрала транспортная комиссия горсовета. Планируется, что оно станет своеобразным контролирующим органом над всеми маршрутчиками в городе. По информации департамента транспорта и связи горсовета, на сервере базы данных Городского диспетчерского центра будет накапливаться информация о дате, скорости движения автобуса, координатах перемещения и т.д. Передаваться на сервер она будет с приборов GPS-мониторинга, которые установят во всех маршрутках. Прямой доступ к этой базе данных будет иметь департамент транспорта и связи, а также предприятия-перевозчики. 

Через сервер диспетчерского центра можно будет видеть, где останавливаются автобусы. А это значит, что водители перестанут высаживать и подбирать пассажиров у перекрестков, на пешеходных переходах и в других неустановленных местах - в противном случае их за это будут наказывать. Умная система будет фиксировать и превышение водителями скорости.

В будущем к автобусам планируют подключать специальное оборудование, которое позволит контролировать расход топлива, а также вести учет пассажиров. Кроме того, в маршрутках появятся "тревожные кнопки" для оповещения диспетчера и экстренных служб в случае внештатных ситуаций.

Расходы перевозчиков могут отразиться на пассажирах

Власти заверяют, что все эти нововведения направлены на улучшение качества пассажирских перевозок в городе. А вот сами перевозчики считают, что система контроля нужна, но не такая "драконовская".

- На нас сейчас проводят разные эксперименты: маршрутная сеть, тарифная политика, субвенции, дотации, а теперь еще и эти GPSы повесили, - рассказал "Комсомолке" председатель областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Украины Андрей Берчук. - Непонятно, что эти навигаторы будут делать, как они будут отслеживать движение, и самое главное, во сколько это новшество обойдется.

По словам председателя профсоюза, городские перевозчики поддерживают введение автобусов большой вместимости, внедрение системы GPS-контроля, но все это нужно делать постепенно и, главное, открыто. А сейчас ведутся какие-то непрозрачные разговоры об установке в маршрутках GPS-приборов.

"А какая будет цена?" - интересуются перевозчики. "Ну, наверное, 500 гривен с автобуса…"

- А почему 500? А может, 100? Или, наоборот, тысяча - кто это определил? Нет ни калькуляции, ни расчетов, ни себестоимости, ни режима работы системы - никто ничего не знает, но цену уже почему-то называют, - говорит Андрей Берчук.

Еще один немаловажный момент, который больше всего волнует горожан: кто покроет расходы перевозчиков на установку нового оборудования? Не получится ли так, что в конечном итоге под нажимом власти перевозчики установят GPSы, а потом в очередной раз поставят вопрос ребром о повышении платы за проезд? А чиновники будут разводить руками и говорить, мол, другого выхода нет, так как предприятия несут убытки. И в итоге выйдет, что пострадают от всех этих ноу-хау, как водится, пассажиры.