Отец итальянской живописи

Денис КОРСАКОВ, заместитель редактора отдела культуры "КП", - о своем любимом художнике.

Денис КОРСАКОВ, заместитель редактора отдела культуры «КП»

О жизни Джотто нам известно довольно мало: даже точная дата его рождения остается загадкой. Множество его картин утрачено, об авторстве других искусствоведы спорят веками. Лакуны в биографии за почти семь столетий, прошедших со дня его смерти, заполнились анекдотами и легендами.

Рассказывали, например, что Джотто в детстве пас овец и от нечего делать рисовал их на скалах с помощью заостренных камней; проезжавший мимо живописец Чимабуэ, считавшийся в Тоскане одним из лучших, увидел мальчика, восхитился его наброском и взял в ученики. Ученик довольно быстро превзошел учителя (Данте через тридцать лет напишет в "Божественной комедии": "Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, и живопись того затемнена").

Так или иначе, в конце XIII века Джотто, возможно, расписывал вместе с Чимабуэ стены церкви Св. Франциска в Ассизи, а в начале XIV, уже вместе со своими собственными учениками, приступил к главной работе всей жизни - росписи падуанской капеллы Скровенья. Яркие фрески, полные золота и лазури, изображают жизнь Христа и Девы Марии. Эти фрески навсегда изменили европейскую живопись. На стенах капеллы Скровенья Джотто совершил революцию: вместо статичных персонажей икон на его фресках были живые люди, к которым, казалось, можно прикоснуться. Они располагались среди настоящих скал, деревьев и зданий, их движения выражали живые и искренние эмоции; эти фигуры рассказывали историю, и рассказывали ее очень ясно и увлекательно.

Портрет Джотто кисти Паоло Уччелло. Около 1450 года. 

"Богослужение стремится к сохранению позы, символизм церковного обряда удерживается в некоторых положениях, занимаемых священнослужителями, и всякое движение в храме есть только тихий переход от одного такого положения к другому. Живопись Джотто похожа на богослужение, - писал Павел Муратов в "Образах Италии". - Старинное прозвание Джотто "отцом итальянской живописи" остается в полной силе и теперь. Джотто не только до конца исчерпал художественные возможности своей эпохи, но и последующие эпохи в искусстве были возможны только благодаря тому, что было сделано Джотто".

Говорят, он был веселым и жизнерадостным человеком; в этом отношении он практически ничем не напоминал своего великого соотечественника и современника Данте Алигьери (впрочем, Джотто - автор единственного портрета, который можно с оговорками считать прижизненным портретом Данте). При этом, по свидетельству знакомых, художник, создавший самые прекрасные фрески своей эпохи, не отличался красотой (его называли "самым безобразным человеком во всей Флоренции"). Его многочисленные дети тоже были некрасивыми. ("Я делал их в темноте", - оправдывался Джотто, когда Данте в шутку его в этом упрекнул.)

Поцелуй Иуды. Около 1305 года. Падуя.

Впрочем, и эта фраза, и сам факт дружбы и вообще знакомства Джотто и Данте являются недоказуемыми, непроверяемыми. Мы не можем даже с уверенностью говорить, что знаем, где именно в огромном флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре был похоронен Джотто. Его эпоха потонула во мраке, и туда же отправилось множество работ гениального художника. Но кроме мрака, есть еще золото и лазурь фресок в Падуе, Ассизи и Флоренции - и они, слава богу, до нас дошли.