Прогулки стали опасными
Отстреливать бродячих собак перестали три года назад. За это время их количество увеличилось в сотни раз и вопреки обещаниям чиновников, альтернативы борьбы с уличными шариками и бобиками никто так и не нашел. Приют не построили, программу стерилизации не запустили. Тем временем псы активно размножаются и осваивают все новые и новые территории.
- В поисках пропитания собаки с правого берега по мостам переходят на Хортицу, - говорит исполняющий обязанности заведующего охраны природы национального заповедника Михаил Нестеров. – И сегодня вопрос бродячих животных стал крайне остро. Бродячие псы уже успели загрызть трех косуль, не говоря уже о других более мелких животных.
Добычей шариков и бобиков становятся также зайцы и даже птицы. Голодные бродяги охотятся за фазанами и разоряют их гнезда, что особо вредит их популяции. Кстати, по части популяции зубастые бродяги заметно выигрывают у коренных обитателей Хортицы. Бездомные псы могут приводить потомство несколько раз в год, а если говорить о той же косуле - она в состоянии родить за тот же период времени лишь одного косуленка.
Сотрудники заповедника в ужасе – бесхозные собаки наносят серьезный урон фауне заповедника. К тому же и люди уже не могут чувствовать себя в безопасности, гуляя по территории острова.
Случаи нападения на человека уже были, причем неоднократно. Серьезно, правда, никто не пострадал… пока что. Вопрос действительно только во времени – для прогулок на заповедном острове попросту еще не сезон.
|
Шарики превратились в динго
По очень приблизительным подсчетам сотрудников заповедника сегодня по Хортице "гуляют" около двух десятков диких собак.
- Именно диких, - настаивает Михаил Нестеров. – На территории Хортицы уже выросло поколение псов, которые в жизни своей человека видели раз или два. У них повадки волчьи, это уже не уличные собаки, а дикие животные. Они сбиваются в стаи, они охотятся. К тому же на острове есть частный сектор, так что к диким псам нередко присоединяются и домашние. На моих глазах как-то раз стая гнала зайца. Я их спугнул, а несколько позже видел одну из тех собак во дворе поселка.
К кому только ни обращались представители заповедника: и к чиновникам, и к общественным организациям. У городской власти взгляд на эту проблему очень прост.
- Почему бы сотрудникам заповедника не отловить и не трудоустроить этих животных? – удивился городской голова.
- Тех псов, которые идут на контакт с человеком, не проявляют агрессивности, мы действительно устраиваем – забираем себе, раздаем знакомым. Но опасность представляют одичавшие – таких отловить невозможно.
Защитники животных также разводят руками – с хортицкими "динго" они поделать ничего не могут. Таких животных, дабы изловить, нужно усыпить, это в свою очередь возможно лишь особой обез-движивающей инъекцией, выпущенной из ружья (попытка сделать это вручную может окончиться весьма плачевно). Затем этих псов следует поместить в специальный питомник для социальной адаптации, которого у нас нет.
Какие из этого всего можно сделать выводы? Крайне невеселые. Понятное дело, что нарушать закон и отстреливать одичавших псов никто открыто не будет. Да и о моральных качествах догхантеров говорить уже не будем. Но чем может обернуться ситуация, когда на улице потеплеет, сойдет снег, зазеленеет трава, пригреет солнышко и на Хортицу хлынет жаждущий общения с природой народ? Заметит ли дикая собака, по сути, волк, разницу между косулей и человеком?