В четверг во дворе по улице Атамана Головатого вспыхнул микроавтобус "Toйота". По словам местных жителей, брошенная машина около двух лет стояла на газоне без присмотра владельцев. Позже выяснилось, что машину подожги неизвестные, местные говорят, что это могли быть соседи, которым надоел металлолом под окнами.
С номера забирать нельзя
В Одессе вновь намечается тенденция роста продаж автомобилей, а ведь нужно куда-то девать старые ВАЗы, на которых наши отцы и деды катались по нескольку десятков лет. Экс-директор КП "СМЭП" Юрий Чердаклиев предполагает, что большая часть старых машин отдается в села:
– Смотрю, в городе масса новых автомобилей, на самом деле очень хороший вопрос: куда деваются старые машины? Специализированных свалок у нас нет, разборку не все приветствуют, наверное, отвозят рухлядь в деревни и сбывают.
Сотрудник группы профилактической работы облГАИ Алла Марченко считает, что "похороны" автомобилей – личное дело каждого автолюбителя.
– Куда девать своего четырехколесного друга, каждый пусть думает сам, ГАИ на этот счет никого не обязывает, – говорит она.
Вот автолюбители и избавляются от машин такими способами: кто во дворе "забудет", а кто – на стоянке. Зачастую мы можем лицезреть подобную картину, когда выходим во двор или выезжаем за город: на глаза попадаются ржавеющие остовы автомобилей. Интересно, но в законодательстве не сказано, что владелец, бросивший на произвол судьбы свой автомобиль, должен нести какое-то наказание.
– Это наплевательство не только к транспортному средству, но и к соседям по дому, городскому кварталу, да и вообще такие люди не уважают ни себя, ни свой город, – сетует Анна Михайловна.
Женщина поведала историю о том, как недавно обращалась в различные инстанции, требуя, чтобы из-под окон убрали старенькие "Жигули", принадлежащие одному старичку, проживающему в доме. Пенсионеру было не до машины – он постоянно болел. В итоге, по словам Анны Михайловны, отдел милиции не смог эвакуировать машину, потому что на ней висели госномера и от собственника не поступало никакого заявления об отказе от имущества.
Стоянки в "заложниках"
Как выяснилось, достойные похороны своему железному другу организовать также непросто. Все автомобили находятся на учете в МРЭО. Чтобы сняться с учета, хозяин должен прийти туда, сдать номера, техпаспорт и написать заявление – после такой процедуры составляется специальный акт и автомобиль списывается. Однако, по словам специалиста по сбыту старых автомобилей Виталия Семенцова, основная проблема состоит в том, что владельцам при списывании авто приходится оплачивать транспортный сбор, причем иногда превышающий стоимость самой машины.
– Те автомобили, которые долгое время находятся на стоянках или уже переправлены на штрафплощадки, имеют огромные задолженности, – говорит он. – Штрафплощадки МРЭО забиты дряхлыми машинами, владельцы которых просто отказываются от них, говорят, автомобиль забирайте, а денег мы платить не будем. Так "Запорожец" с документами и в нормальном состоянии имеет рыночную стоимость порядка 200 долл., а вот налог на него может составить до 1,5 тыс. долл.
Страдают и владельцы стоянок, на которых бросаются автомобили, вывезти его не имеют права, а все попытки отыскать владельца оказываются тщетными.
– Нужно искать связи в ГАИ, тогда машину можно тихонько снять с учета и выкинуть, или взять под собственность, а иначе никак, – посоветовал сторож на одной из парковок. Стоянки становятся заложниками недобросовестных автомобилистов, а судьба автомобилей, погибающих на парковках, может решаться довольно долго.
Будь в курсе
В Одессе избавиться от автомобиля с небольшой компенсацией можно в двух местах: на авторазборках и пункте приема металлолома. Первый вариант более выгодный: машину разбирают по кускам, оставляя особо ценные агрегаты и узлы, которые впоследствии можно продать. Поэтому вероятность получить больше денег будет повыше. Специалисты говорят, что сдают в основном иномарки, т.к. мало точек, где принимают отечественные авто. Старые "Таврии" и "копейки" мало кому интересны, т.к. их детали не представляют особой ценности. Авторазборок в нашем городе достаточно, в основном они находятся в районе Цементного завода и на берегу Куяльницкого лимана, и, как правило специализируются на определенных марках авто. Кроме того, "умирающего" железного друга можно пригнать на пункт приема металлолома, находящемся при заводе "Центролит". Однако там не оценивают вес стекла и пластика, считают, что в машине 20% мусора, остальное жесть, и пускают на переработку. По мнению специалистов, такая система устарела, т.к. например, в Испании и Японии к мусору относятся как к полезному ресурсу и разделяют его при переработке отдельно на пластик, металлы, бумагу и т.д.
– Я пытался предложить в ГАИ рациональную схему по разборке и утилизации старых автомобилей, но в этом ведомстве слишком часто меняются начальники, поэтому четкого ответа автоинспекция не дала, – рассказывает Виталий Семенцов.