Как я продавала свою почку

Журналистка "КП" решилась на личном опыте удостовериться, сложно ли это сделать

Реальность сложнее гербовой бумаги

Как утверждают эксперты, в прошлом году нелегальный рынок коммерческих доноров резко активизировался и в Украине.

Напомним, в 1999 году после принятия Закона "О трансплантации органов и других анатомических материалов человека" наших врачей обязали заручаться при пересадке согласием родственников донора, из-за чего образовался огромный дефицит "материала".

- Закон есть закон, но человеческий фактор работает всегда, - заверил нас Валерий, сотрудник Службы безопасности Украины, который в силу специфики профессии попросил не называть его фамилию. - Согласно отечественному законодательству использовать органы для пересадки можно лишь в особых случаях. Прежде всего когда донор, будучи живым и в ясном уме (о чем непременно требуется справка врача), по собственному желанию отдает один из парных органов близкому родственнику. Возможен вариант, когда у мертвого изымают органы, если имеется прижизненная расписка его или родственников. Без разрешения изъять орган нельзя. Однако все это написанный на бумаге кодекс. А родственники тяжелобольного готовы пойти на все, и никакой криминальной ответственностью не запугаешь, например, мать, которая спасает своего ребенка.

По оценкам Координационного центра трансплантологии Минздрава Украины, в пересадке почек сегодня нуждаются около тысячи пациентов. Провести такие операции можно далеко не везде. Центры трансплантации находятся только в Киеве, Запорожье, Донецке и Одессе.

Неоправданный риск

Гораздо хуже ситуация с международными сделками. Зная, что на черном рынке за один орган можно выручить до $60 тыс., некоторые наши соотечественники, находясь за рубежом, соглашаются добровольно на подпольную трансплантацию. При этом продавец рискует очень сильно. Как правило, подобные сделки осуществляются посредниками, имеющими огромные проценты. Они скрывают свои имена и не дают никаких гарантий. Иными словами, человек может остаться и без органов, и без денег. А путь в полицию жертвам обмана заказан, ведь за подобные деяния легко самому угодить за решетку.

- На сегодня существует масса способов махинаций, - продолжает сотрудник СБУ. - Вполне очевидно, что люди отдают органы не от хорошей жизни. А желающих заработать на чужом горе уйма. В конце прошлого года мне довелось общаться с 28-летней жительницей Киевской области. У нее мать-инвалид, прикованная к постели, за которой требуется постоянный уход и дорогостоящее лечение, а других родственников нет. Работы в поселке тоже немного, да и оплачивается физический труд, сами знаете, как. Вот и подсказал кто-то девчонке вариант "выхода" из финансовой ямы. Отправилась она в Москву продавать почку, причем клиента нашла в Интернете. Разумеется, ни его настоящего имени, ни места жительства девушка не знала. Приехала в Москву, подписала фиктивные документы. Ее неделю протаскали по клиникам, обследовали по полной программе. Аванс заплатили мизерный: 10 процентов от суммы, остальное же - около 20 000 у.е. - пообещали после операции.

Когда девушка очнулась, ни покупателя, ни врачей рядом не было. Телефон клиента, который, разумеется, оказался посредником, не отвечал. С горем пополам пострадавшая добралась на родину и тут же попала в местную больницу со множеством проблем. Ситуация усугубляется тем, что теперь у девчонки нелады с законом. Ведется расследование. По-человечески ее жаль, но, если нарушение закона имело место, мы обязаны с этим работать. А вот мошенники, увы, скорее всего так и останутся безнаказанными.

"А вы, кстати, сколько дадите?"

Под гнетущим впечатлением от таких рассказов мы решили проверить, на самом ли деле так просто найти покупателя "живого товара"? Мы начали свои поиски в Интернете. Не особо рассчитывая обнаружить нужную информацию, ввели в поисковике слова "продам почку" и ужаснулись. Оказывается, Сеть кишит предложениями как от продавцов, так и от покупателей! Большинство сайтов - с русскими адресами. Их мониторинг дал такой результат: основная масса потенциальных доноров, предлагающих свои почки, живут в Украине. Цены колеблются от $20 до $35 тысяч.

Естественно, расставаться со своими органами мы не собирались, но позвонить потенциальному покупателю все же решились.

Андрей (так звали желавшего приобрести почку) задал множество вопросов: о переносимости, анализах на совместимость, тканевом копировании и т.д. Ответить и на половину из них мы не смогли.

- Это серьезное предложение. И если у вас нет информации, не занимайте моего времени, - рассердился мужчина и бросил трубку.

Тогда мы отправили свое предложение по электронной почте. В письме требовалось указать только возраст, группу крови и отсутствие вредных привычек. Первый ответ пришел в течение часа: "Сами понимаете, мне почка не нужна, я действую по поручению. Но, думаю, возникнет проблема: надо сделать документы о родстве. Платите вы. Плюс виза. Вопрос срочный и предложение реальное. Донору я готов дать предоплату, но после анализов на совместимость. Остальная сумма будет перечислена на любой из предложенных счетов. Можно на руки. Сумма 30 000 баксов, предоплата 20 процентов, остальное - перед операцией. Оставьте свой телефон, и я свяжусь с вами".

Неужели все действительно настолько элементарно? После этого мы начали обзванивать продавцов.

- Извините! Продано, - ответил нам киевлянин Максим. У парнишки был совсем еще детский голос. Ради интереса мы снова заглянули на сайт с объявлениями. Вот это да! И двух недель не прошло с момента его предложения.

Дина, тоже украинка, чей телефон мы нашли на том же сайте, сказала, что готова встретиться и все обсудить.

- Но только в метро или на многолюдной улице. Если замечу рядом ментов, разворачиваюсь и ухожу.

- А со здоровьем у вас все в порядке? - поинтересовались мы. - Вашему объявлению уже больше месяца: почему никто не отреагировал?

Оказывается, Дина уже успела побывать в России.

- Со мной три недели назад связался человек, - разъяснила она, - который обещал мне подобрать нуждающегося в почке больного. Я приехала и сдала анализы в платной клинике. Все оплатил посредник. После чего познакомил меня с человеком, нуждавшимся в почке. Это был мужчина средних лет. Но мы не совпали в тесте на типирование, поэтому ничего не получилось. А вы, кстати, сколько дадите?..

Доноры сильно рискуют

За комментариями мы снова обратились к знакомому эсбэушнику.

- Ища покупателей через Интернет, доноры сильно рискуют, - говорит сотрудник спецслужбы. - Даже если им выплатят всю сумму, абсолютно не ясно, насколько качественно проведут операцию и будут ли соблюдаться все требования безопасности и санитарии. Кроме того, соглашаясь продать свой орган постороннему человеку, донор автоматически попадает под статью. И то, что жертва не пойдет подавать в милицию сама на себя, дает мошенникам чувство безнаказанности.

- Неужели никак нельзя выследить подонков, которые обманывают несчастных?

- А как вы их выследите? Они не называют своих имен. Общаются с продавцами в кафе либо на улице. Никаких соглашений не подписывают.

- Но ведь оставляют свои телефоны…

- Ну и что? Вы покупаете карточку возле ближайшего метро, не указывая ни имени, ни паспортных данных, и вместе с номером получаете возможность быть на связи совершенно анонимно. А после того как операция состоялась, достаточно просто поменять номер.

Когда же об условиях сделки люди договариваются при переписке в Сети, выследить их практически нереально. Тут нужны серьезные технологии, которые применяют лишь при наличии соответствующих санкций. А получить их возможно, только имея на руках неоспоримые доказательства преступления. Которых, как вы понимаете, нет.

А КАК У НИХ?

Британия. Чтобы стать донором, житель страны может зарегистрироваться в Реестре доноров органов национальной службы здравоохранения, получив удостоверение с фотографией. Прежде чем изъять у добровольца органы, спрашивают разрешения у его родственников.

Австралия. Там самый низкий процент жертвования органов в цивилизованном мире. Чтобы увеличить процент операций, правительство разослало в 2005 году имеющий юридическую силу бланк согласия.

Испания. Семьям потенциальных доноров разрешается аннулировать свое согласие.

Австрия. Мнение родственников потенциальных доноров не учитывается. Это пример жесткой системы.

США. Родственников потенциальных доноров непременно должны спрашивать о возможности пожертвования органа. Закон запрещает отключать вентиляцию легких у пациента, чья смерть зафиксирована, не спросив о возможности жертвования.

Иран. Продажа почек в Иране законна и находится под контролем правительства.

Китай. Китай нередко обвиняют в том, что он злоупотребляет вердиктами о смертной казни, забирая органы казненных.

КСТАТИ

Согласно статистическим данным, предоставленным Верховным судом, в 2006 году в нашей стране было рассмотрено 155 уголовных дел по торговле людьми и человеческими органами, жертвами которых стал 251 человек. Почти половина этих дел (75) завершилась вынесением приговоров.

НА ЗАМЕТКУ

В Украине легальными донорами могут быть только родственники или супруги больных, нуждающихся в пересадке. За торговлю органами согласно Уголовному кодексу Украины предусмотрено наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

БЫЛО ДЕЛО

У живого вырезали сердце?

Недавно в милицию поступило заявление жены погибшего в Испании украинца о том, что ее супруг стал жертвой торговцев органами. Доподлинно не известно, что случилось в селении Ла Кабрелла, где работал мужчина, и целиком принимать на веру слова убитой горем вдовы все-таки не стоит. Но факты, изложенные женщиной, настораживают.

Когда в Украину прислали гроб и сопровождающие документы, в них были указаны две даты и неподтверждаемая внешним осмотром причина смерти. Испанские медэксперты только указали, что она наступила вследствие остановки сердца. Между тем они поначалу категорически отказывались отдавать тело и настаивали на незамедлительной кремации. Когда же труп привезли на родину покойного и осуществили повторное вскрытие, то украинские специалисты не нашли у него… сердце и обе почки!

Последующий вывод медиков стал еще более шокирующим: при изъятии органов гастарбайтер был жив!

"Никаких других повреждений внутренних органов, которые могли бы привести к смерти, выявлено не было", сказано в заключении нашей судмедэкспертизы.

Прокомментировать ситуацию мы попросили хирурга Александра Скибу.

- Даже если причина смерти доподлинно известна, судебно-медицинские эксперты обязаны исследовать органы покойного, - пояснил он. - Как известно, клетки мозга полностью отмирают через полчаса после остановки сердца. Но последнее можно заставить работать и через час. Единственным "неподходящим" органом для трансплантации останется мозг. Остальные же будут вполне работоспособны.

А вот коллега Скибы, кардиолог Ольга Арутюнян, считает, что изъять сердце у мужчины для трансплантации вряд ли могли.

- Представьте себе условия, в которых жил и работал львовянин, - предъявляет свои аргументы специалист. - Они далеки от эталона санитарных и экологических норм. Плюс тяжелая физическая работа. Да и немолод он уже был, а в 49 мало кому удается сохранить здоровое сердце. Даже если мужчина обладал исключительно крепким здоровьем, в чем я очень сомневаюсь, ни один специалист не пошел бы на подобную операцию.

Что касается почек, то тут ситуация неоднозначная: пересадить их где-то в подвале, так, чтобы об этом никто не знал, невозможно. В помещении должны быть стерильные условия, требуется особый раствор - кустодиол, стоящий огромных денег. Кроме того, на пересадку отведено максимум сутки, ведь замораживать живые органы нельзя.

С другой стороны, на почки сейчас огромный спрос во всем мире. И возрастных ограничений на материал для операций нет, лишь бы органы работали.

...А В ЭТО ВРЕМЯ

В Украине впервые осудили за трансплантацию тканей

Медик отделался штрафом и хочет поскорее забыть о случившемся

Прошлым летом сотрудники СБУ получили информацию о том, что один из работников кафедры акушерства и гинекологии при Харьковском государственном медуниверситете незаконно использует и торгует тканями человека (плацентой). К делу сразу подключилась областная прокуратура. В неофициальной беседе правоохранители признались "Комсомолке", что им пришлось проделать титаническую работу, чтобы собрать необходимые доказательства, поскольку прецедента такого рода до сих пор ни разу не было.

В декабре прошлого года материалы направили в Ленинский районный суд Харькова. Врача обвинили в том, что он проводил незаконные платные операции по трансплантации препаратов плаценты в организм человека, а также торговал ими. Судебное разбирательство длилось почти три месяца. За это время обвинение в торговле с медика сняли. А вот факт проведения операции с использованием плаценты судья счел установленным и решил признать ответчика виновным по ст. 143 ч. 1 УК Украины (незаконная трансплантация органов или тканей человека). Эскулапа обязали выплатить штраф. Постановление должно вступить в действие 10 апреля, а до тех пор комментировать данное дело судья отказывается.

Оштрафованный медработник не намерен доказывать свою невиновность. Об этом рассказал его начальник, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Валентин Грищенко.

- Он заплатил штраф и хочет поскорее забыть о случившемся, - пояснил Валентин Иванович. - Только не понимаю, при чем здесь закон о трансплантации? Препарат на основе плаценты был сделан на нашей кафедре, и этот человек участвовал в его создании. Есть научная программа применения средства, в рамках которой он его использовал. А инициатива оплатить операцию, по словам моего коллеги, исходила от самого пациента. Правда, деньги он так и не получил.

По информации "КП", решение суда не повлияло на карьеру медицинского сотрудника. Сейчас он продолжает свою деятельность на кафедре.