Режиссер Джаник Файзиев: "Гоша Куценко сыграл самого себя, а Гарика Сукачева подвела техника"

Создатель блокбастера "Август. Восьмого" рассказал, как решил снять кино о любви на войне, почему ему хотелось задушить военных консультантов и как в картину попал Егор Бероев.

Несмотря на то что действие картины происходит во время южноосетинского конфликта, режиссер утверждает, что снял кино о любви, а не о войне.

Файзиева зрители знают как создателя известного телепроекта "Старые песни о главном", продюсера фильма "Адмиралъ" и режиссера "Турецкого гамбита". Очередная работа "Август. Восьмого" стала резонансной еще до выхода в широкий прокат. 

По сюжету 23-летняя Ксения (ее играет Светлана Иванова) пытается построить свою личную жизнь с банковским служащим Егором (Александр Олешко). Парочка собирается отдохнуть в Сочи. В это же время бывший муж Ксении Заур (Егор Бероев), который служит в миротворческих войсках в Цхинвале в Южной Осетии, уговаривает девушку отпустить их общего сына Артема к нему в гости. Ксения соглашается, но мир на Кавказе в один день рушится, и мать прорывается через границу, чтобы спасти сына… В глазах же маленького мальчика военный конфликт превращается в фантастический боевик с суперроботами. 

В результате еще задолго до премьеры грузинские журналисты обвинили режиссера в "кремлевской пропаганде". Автор категорически не согласен. 

В ОСНОВЕ ФИЛЬМА - РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ 

- Идея снять этот фильм пришла ко мне случайно, - говорит Джаник Файзиев. - Как-то раз приятель рассказал мне историю своего друга, который поссорился с девушкой. Она оканчивала мединститут, и ее по распределению отправили в Южную Осетию. Так как пара разругалась, то об этом парень узнал уже постфактум. И он поехал к любимой. В день его приезда в город началась война. Тут уже было не до выяснения отношений. Он сделал все, чтобы ее спасти. В историю я, конечно, внес изменения, но она реальная. В ней, как в капельке воды, отражается множество моментов нашей жизни: любовь, беззащитность… 

- Средства на фильм частично выделило министерство культуры России. Вы готовы к тому, что некоторые вас могут обвинить в ангажированности? 

- Любая вещь, которая становится достоянием общественности, моментально обрастает противоречивыми мнениями. Люди еще не видели кино и уже говорят, что им не нравится. Вот вы видели на постерах роботов. Я не могу представить себе чиновника, который мне скажет: "Нам нужна история для политического заказа. Давай ты сделаешь мне роботов для этого". 

- В эпизодических ролях и массовке у вас снялись абхазы и осетины. А кто сыграл грузин? 

- А у нас нет грузин в кадре. Практически все события в кино показаны глазами главной героини. А враги у нас выступили некой абстрактной силой. 

Место съемки на несколько недель превратилось в военный городок. 

"ЗЛОГО РОБОТА Я СЫГРАЛ САМ" 

- Со многими актерами вы уже работали до этого. Например, в "Турецком гамбите" в главной роли был Егор Бероев, который после выхода фильма стал настоящей звездой. 

- Я всегда снимаю только тех актеров, которых очень люблю. И страшно страдаю, когда не находится им подходящей роли или в силу занятости они не могут сниматься. Но в этот раз еще на стадии написания сценария я понимал, что в фильме будет работать Егор. 

Также я очень рад, что в картине в роли самого себя появится Гоша Куценко. У него - особенная история, связанная с этими военными событиями. В 2008 году накануне войны он гостил во Владикавказе. И 8 августа рванул в горячую точку, где общался с беженцами и ранеными, пытаясь им хоть как-то помочь. К сожалению, не смог поучаствовать в съемочном процессе Гарик Сукачев. Я с удовольствием дал ему одну из ролей. Он приехал к нам на день, но в тот раз не приехала военная техника и съемки не состоялись. Через три месяца, когда она к нам вернулась, уже Гарик не смог из-за графика к нам выбраться. В результате его роль сыграл другой актер.

- Актерам пришлось много времени на съемках провести с оружием в руках. Они для этого специально тренировались?

- Да. Все они проходили специальные учения в центре подготовки спецназа. Я жестко на этом настаивал. И три месяца до съемок они упорно трудились. Но нам нужно было сделать из них не терминаторов, а профессиональных военных. Ведь люди, которые имеют к этому отношение, всегда видят, кто умеет держать оружие, а кто - нет. От этого часто зависит доверие зрителей к происходящему на экране. Поэтому нам помогали многочисленные тренеры и консультанты. Некоторых из них, признаюсь вам честно, мне периодически хотелось задушить (смеется). Представьте себе эпизод, в котором бегут все военные. Мне все нравится, а специалист говорит: это не годится. Почему? Да потому, что последний солдат не в ту сторону повернулся. А по всем правилам военного дела у него фронт опасности с другой стороны. Приходилось добиваться идеального результата.

Егор Бероев сыграл осетина Заура, разлученного с сыном. 

- Говорят, местные жители были недовольны тем, что съемочная группа оставила после работы мусор... 

- Это какая-то утка. Мы с таким уважением относились к людям, которые там живут, что не только мусор убирали, но и починили дорогу, которую повредили техникой. Для нас это как аксиома - убрать место своей стоянки. Это железное правило. 

- Над спецэффектами к картине у вас работали очень востребованные специалисты, причастные к созданию фильма "Аватар". Но, несмотря на зрелищные сцены и присутствие в кадре фантастических роботов, фильм выйдет в обычном формате, не в 3D…

- Есть истории, которые необязательно рассказывать в 3D. Ведь 30 процентов людей  не воспринимают этот формат из-за особенностей зрения. Для нас это большая часть аудитории, и мы хотели бы, чтобы они тоже увидела "Август. Восьмого". Получилась хорошая интересная история, и мы смогли ее увлекательно рассказать обычным способом. Открою вам секрет - я лично сыграл в фильме злого робота. А что получилось - увидите. 

Чтобы спасти сына, Ксения была готова лететь за ним хоть на край света.

Фото Антона ЛУЩИКА и с сайта kinopoisk.ru 

ДОСЬЕ "КП"

Джаник Файзиев - российский режиссер. Родился в Ташкенте в 1961 году. На телевидении с конца 80-х годов. Запомнился зрителям по многочисленным телепроектам: "Старые песни о главном", "Кинопанорама", был режиссером-постановщиком программы "Намедни 61-91. Наша эра" (1997, НТВ). 

С 2002 года - директор Дирекции кинопроизводства российского Первого канала. 

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ