"Хорошо, что зарабатывают не на гастролерах"
Успешность харьковских театров специалисты облуправления культуры решили измерить по доходам, которые те получают от продажи билетов. Барьер в 2 миллиона гривен смогли преодолеть четыре театра, а самой востребованной оказалась украинская драма. Она оставила позади ХНАТОБ, филармонию и театр Пушкина. Любопытно, что в 2010-м шевченковцы заработали только 1,07 млн грн., а в 2011-м - уже 2,38 млн.
- Что это значит? Когда нам говорят, что все исчерпали, ресурса внутреннего нет, давайте только дотации от государства, и вдруг - рост доходов в 2,5 раза! Похоже, здесь оказался лучший менеджмент, потому что творческий потенциал у всех театров достаточно высокий, - делает вывод начальник управления Дмитрий Кузнецов. - Это хорошо, что они начали больше зарабатывать не на гастролерах, а продвигать свое творчество.
Чиновники такими результатами обнадежились и уже мечтают о том, чтобы культурные учреждения содержали себя сами, а государство давало деньги только на зарплаты артистам.
- Речь не идет о том, что театр может быть самоокупаемым, - предупреждает Дмитрий Кузнецов. - Должно быть какое-то соотношение. Скажем, в театре Шевченко уже 44 % - свое, в театре Пушкина — 43 %, а остальное - бюджетное финансирование. Наверное, где-то напополам и должно быть.
Шевченковцы: все дело - в пиаре
В "образцовом" театре им. Шевченко причину своего финансового рывка объясняют расширением репертуара и более плотной работой с потенциальными зрителями.
- Это кропотливая работа, не просто так билеты продаются, - рассуждает директор Маргарита Сакаян. - Мы устраиваем творческие встречи с организациями, рассказываем людям о нашем театре. Все дело в правильном пиаре и конкретной рекламе.
Денег не всегда хватает, признают в театре имени Шевченко. Но за коммунальные услуги учреждение самостоятельно платит уже давно.
- Если не будет хватать, нам добавят, - рассуждают в украинской драме. - Пока еще никто не сказал: "Существуйте, как хотите".
Либо классика, либо самоокупаемость?
Сотрудники других харьковских театров признаются: и рады бы выйти на самоокупаемость, а то и в прибыль. Но это не так-то просто. Опыт экспериментатора Жолдака, который был суперпопулярен, но не задержался в городе надолго, явно наводит многих на размышления.
- К сожалению, у нас не совсем так, как за рубежом, где возможно ставить интересные эксперименты и назначать цены, благодаря которым можно нормально существовать, - разводит руками завлит театра кукол Александр Стогний.
- Я не знаю в мировой практике ни одного театра с классическим репертуаром на самофинансировании, даже знаменитая Венская опера получает дотации, - говорит директор ХНАТОБа Любовь Морозко. - Теоретически мы можем зарабатывать больше, если превратимся в попсовое варьете. Но если мы хотим, чтобы в наших стенах звучали Чайковский и Моцарт, должна быть государственная поддержка. Это законы жанра.
Так что надежды обладминистрации постепенно избавиться от финансового бремени в виде учреждений культуры пока выглядят слишком оптимистичными.
Кстати
Филармония берет количеством концертов
В областной филармонии, где мест для зрителей куда меньше, чем в крупнейших театрах Харькова, пошли иным путем. Свои 2,314 млн грн музыканты заработали частыми выступлениями.
По данным Дмитрия Кузнецова, если остальные театры ставят около 230 спектаклей в год, то филармония умудряется давать за тот же период 500 - 600 концертов.
Только цифры