Украина: государство с мужским лицом

Впервые за много лет мы имеем абсолютно мужское правительство - сегодня в Украине нет ни единой женщины-министра.

В Европе женщина-руководитель страны чувствует себя вполне комфортно. Фото РЕЙТЕР.

Не потому ли так много нареканий в последнее время вызывает именно социальная сфера? Не этим ли объясняется скоропалительное принятие скандальной пенсионной реформы? И не потому ли именно при этом составе Кабмина возникла инициатива не засчитывать декретный отпуск в стаж работы?

"РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"

Возможно, именно посягательство на декретный отпуск стало последней каплей, ускорившей создание межфракционного объединения "Равные возможности". Хотя, как признается сопредседатель объединения Ирина Геращенко, идея зрела давно:

- Мы хотели создать такое объединение еще в первые дни работы парламента нынешнего созыва, но тогда согласно регламенту это было невозможно. Как только регламент изменился, мы сформировали объединение, куда входят 15 депутатов. Это не женский клуб и не феминистская организация, поэтому среди нас есть мужчины, понимающие важность гендерного равенства.

Очень важно, подчеркивает депутат, что данное объединение - межфракционное. Дело в том, что из-за партийной дисциплины представители фракции большинства далеко не всегда могут высказать свое мнение, "отличное от других". Оппозиция же об этом может говорить, но возникает другая проблема: диалог с властью зачастую не получается. А вот объединив усилия, можно добиться очень многого.

НЕЕВРОПЕЙСКИЕ ЦИФРЫ

По мнению руководителя Комитета по вопросам евроинтеграции Бориса Тарасюка, который, кстати, является одним из немногих мужчин, вошедших в "Равные возможности", в нашей стране вопрос обеспечения равноправия женщин и мужчин является очень актуальным. Например, у нас всего 8% женщин-депутатов в ВР - абсолютно неевропейская цифра! В законодательных органах стран - членов ЕС женщины составляют 23%, а в мире этот показатель - 14%.

- В Украине женщины работают в госслужбе, правда, на самых низких уровнях, - разъясняет Ирина Геращенко. - Скажем, в сельсовете их большинство, в райсовете - порядка 20%. Обл­совет и горсовет - это уже места для "настоящих полковников". И если сегодня в Верховной Раде нас всего 8%, то в ближайшей перспективе благодаря мажоритарной системе цифра сократится до 5-6%. "Мажоритарка" - это сугубо мужская история…

В то же время, говорит депутат, активное привлечение женщин в политику сделало бы ее более компромиссной, более европейской и более толерантной. Согласитесь: всех этих качеств украинскому парламенту катастрофически не хватает. 

ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

У нас сейчас в порядке вещей уничижительное отношение к женщине, продолжает Геращенко. Первые лица страны могут спокойно сказать "место женщины на кухне" или "там, где проводятся реформы, женщине не место". И страна, в которой 54% женщин, воспринимает это абсолютно спокойно - как будто так и надо! У нас уже на подсознательном уровне намертво засело: большие дела делаются мужчинами! Правда, когда наши высокие начальники выезжают, скажем, в Финляндию или Германию, им приходится вести себя скромнее и приберегать все оскорбительные гендерные выпады для "внутреннего пользования" в Украине.

- Стереотипы можно изменить в первую очередь путем привлечения женщин в политику, однако одними лишь законодательными мерами решить проблему невозможно, - считает народный депутат Елена Кондратюк. - Во многих странах существуют квоты на женщин в парламенте - скажем, в скандинавских странах они составляют 30-40%. Мне кажется, гораздо важнее добровольное внутреннее решение партий привлекать женщин для работы и поддерживать их. То есть все процессы должны идти снизу. Но важно понимать, что женщин должно быть больше не по принципу "женщина ради женщины". Речь идет о женщинах-профессионалах, которых у нас действительно немало. Нам на самом деле довольно тяжело работать среди мужчин, которые лучше всего в жизни умеют работать локтями.

ПРОБЛЕМНАЯ ДЕМОГРАФИЯ

Не осталась в стороне от гендерных проблем и Государственная статистическая служба, разработавшая совместно с Программой развития ООН (ПРООН) гендерную карту Украины. Результаты исследования впечатляют. Оказывается, главные демографические проблемы Украины - сокращение численности населения и его старение - имеют четкую гендерную окраску. 

Начнем с проблемы №1 - уменьшение рождаемости. Сегодня наивысший рост данного показателя в Европе наблюдается в Швеции. Причина - правильная гендерная политика, направленная на обеспечение равноправия полов, партнерских отношений в семье. Для скандинавских мужчин воспитание детей не является чем-то экзотическим. Они активно привлекаются к домашней работе, берут отпуска по уходу за ребенком, работают воспитателями в детских садах. Кроме того, женщины в скандинавских странах чаще всего рожают детей в 30-31 год - к этому времени они успевают самореализоваться, имеют определенный уровень доходов, и рождение ребенка не является для них самопожертвованием.

У нас ситуация принципиально иная: женщине нередко нужно выбирать между карьерой и семьей. Пик рождаемости приходится на 24-25 лет, то есть едва начав работать, женщина вынуждена сделать перерыв, и потом, чтобы вернуться в профессию, ей требуется определенный период адаптации. Неудивительно, что в Украине именно молодые женщины с маленькими детьми являются одной из самых бедных демографических групп с повышенным спросом на социальные выплаты.

Вторая категория населения, имеющая четкую гендерную окраску, - пожилые люди. Поскольку женщины в нашей стране живут дольше мужчин, закономерно, что население пожилого возраста в основном представлено женщинами. А так называемых одиноких женских домохозяйств в разы больше, чем мужских. И именно женщины старше 80 лет формируют вторую группу населения, которая сталкивае тся с наивысшим уровнем бедности - 30% (среди мужчин - 19%).

Единственная группа, где уровень бедности женщин чуть ниже, чем у соответствующей категории мужчин, - это население в возрасте 50-60 лет. Причина очевидна: сюда входят женщины, которые могут одновременно получать и зарплату, и пенсию. Однако совсем скоро благодаря пенсионной реформе ситуация изменится. Естественно, не в пользу женщин.

Число представительниц слабого пола по всем видам выплат - будь то помощь на детей, льготы или субсидии - значительно превышает число мужчин по всем группам. Эксперты с сожалением констатируют: перспектива нашей страны - это бедные одинокие несчастные женщины. И об этом нужно начать по крайней мере говорить, чтобы общество осознало это и хотя бы испугалось… 

В ТЕМУ

Бюджетные инициативы 

22 декабря 2011 года (по иронии судьбы именно в этот день в ВР рассматривался госбюджет) в Украине прошел круглый стол на тему гендерного бюджетирования. Участники констатировали: несмотря на то что большинство населения Украины составляют женщины, украинский бюджет имеет перекосы в мужскую сторону. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что социальные программы у нас финансируются гораздо неохотнее, чем, скажем, программы по развитию инфраструктуры. К тому же в сферах, финансируемых хуже всего - в образовании, медицине, - работают преимущественно женщины. 

- Женщины и мужчины по-разному тратят деньги, и это заметно не только на уровне семьи, но и на уровне расходования государственных средств, - разъяснила президент общественной организации "Институт либерального общества" Оксана Киселева. - Женскими приоритетами являются безопасность, включая экологическую, проблемы образования, культуры, социальной политики.

Поскольку гендерный бюджет (ГБ) должен быть направлен на решение определенных проблем, в его основе должно лежать вычисление этих проблем. Кроме того, бюджет должен быть перспективным, стратегическим. То есть если, например, взять искоренение насилия в семье, должно быть вычислено, сколько стоит для государства решение этой проблемы не только в этом году, но и в перспективе.

Специалисты подчеркивают, что бюджет в гендерном аспекте не означает распределение статей расходов по признакам пола. Идея в том, чтобы определить узкие дискриминационные положения для реализации равных возможностей представителей обоих полов. Ведь объектом дискриминации не обязательно является женщина. Например, в Украине отцы-одиночки социально менее защищены, чем матери-одиночки. И формирование ГБ должно происходить не в пользу какого-то пола, а населения в целом.

Кроме того, распределение финансирования в ГБ не означает, что средства в пользу мужчин и женщин нужно разделить 50:50. Для начала следует определить, где потребности женщин и мужчин совпадают, а где отличаются. ГБ должен гарантировать, что интересы и потребности всех слоев населения, независимо от их пола, расы, происхождения, учтены в равной мере. Примечательно, что гендерное бюджетирование может и не требовать дополнительных средств. Можно переструктурировать уже запланированные расходы так, чтобы они были рассчитаны не на "среднего человека", а соответствовали реальным потребностям людей.

КСТАТИ

Для скандинавских мужчин воспитание детей не является чем-то экзотическим. Фото Thinkstock.

По словам Михаила Корюкалова, эксперта Программы равных возможностей и прав женщин ПРООН-ЕС, на сегодняшний день нет ни единого международного документа, который бы обязал правительство государства внедрять гендерное бюджетирование - все идет на уровне инициатив.

По мнению народного депутата Юлии Ковалевской, гендерное бюджетирование должно включать следующие инициативы:

1 Адресные расходы министерств и управлений, например: программы по охране здоровья женщин, специальные образовательные программы для девочек, инициативы в сфере занятости женщин.

2 Расходы на обеспечение равноправия в сфере занятости: обучение и тренинги, касающиеся политики равных возможностей, обеспечение детскими дошкольными учреждениями, предоставление отпуска по уходу за ребенком.

3 Общие расходы бюджета, которые необходимо оценивать с позиций их влияния на женщин и мужчин, девочек и мальчиков.

Сейчас в той или иной мере гендерные бюджетные инициативы внедряют порядка 60 государств. Кстати, выплаты при рождении ребенка, которые сейчас практикует наше правительство, по сути также являются частью гендерного бюджетирования. Правда, пока эта мера не приводит к всплеску рождаемости. В то же время, например, в Швеции нет таких выплат, но за счет других инструментов индекс рождаемости (2,2) выше, чем необходимо для развития (2,1). Такого показателя шведам удалось добиться благодаря правильной гендерной политике. Например, еще в середине 70-х шведское правительство выдало потребительские кредиты на приобретение бытовой техники. Ее наличие значительно уменьшило домашние нагрузки на шведских женщин, что в свою очередь позволило им быть более активными на рынке труда и, в конечном итоге, привело к увеличению рождаемости и росту доходов в бюджет. Надо сказать, что решение по кредитам шведское правительство принимало не просто так, а после скрупулезного изучения ситуации с гендерным распределением обязанностей в семье и особенностями рынка труда. 

В Украине рождаемость по-прежнему низкая, то есть наши выплаты срабатывают не так эффективно, как шведские меры. В то же время, говорят эксперты, наш инструмент работает сейчас, а инструмент Швеции, если его внедрить сегодня, заработает не раньше чем через пять лет. Тем не менее опыт стран, использующих гендерный подход при планировании бюджета, свидетельствует: в перспективе они достигают лучших результатов качества жизни, человеческого развития и экономического прогресса.