Светить лицом

Чтобы помочь политикам, готовящимся идти в этом году на выборы по мажоритарке, "КП" с украинскими политологами составила идеальный образ кандидата

На выборах политики примеряют на себя различные образы. Бывает, доходит до смешного.

Универсальная формула имиджа 

Правильный подбор имиджа для мажоритарщика - половина успеха на выборах, уверяют эксперты. Попав в яблочко с одеждой и прической, политик может играть на чувствах избирателей. Однако для самого кандидата выбор имиджа - довольно щекотливый процесс, поскольку придется раскрыть политтехнологам практически все свои секреты, возможно, даже что-то стыдливое… Только так менеджеры избирательных кампаний смогут скрыть то, что не понравится избирателям, и выставить на обозрение положительные черты кандидата.  

- Я часто слышу, что эти выборы будут легкими, поскольку подкуп избирателей, админресурс... Заявляю вам абсолютно точно - это чушь. Выборы будут чрезвычайно сложными. Многие кандидаты в депутаты уже проводят пиар-кампании, поскольку в этом году колоссальная конкуренция, - признался "КП" политтехнолог Виталий Бала. 

На 450 мандатов Верховной Рады претендуют, по самым минимальным расчетам, пять тысяч человек. Конкуренция - на одно место десять человек. 

Особенно тяжело на выборах будет кандидатам-мажоритарщикам. Подавляющее их большинство не понимают, что такое мажоритарные выборы и как их выигрывать, добавил Бала. По его мнению, на кампанию в 2002 году нынешняя не будет похожа хотя бы потому, что тогда Интернет не имел такого влияния на избирателей. Впрочем, теперь его могут использовать для черного пиара, поскольку найти крайних за дезинформацию во Всемирной паутине невозможно. 

- Хотя люди в первую очередь будут смотреть на внешность человека - встречают-то у нас по одежке, - заявил "КП" глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. 

Идеальной формулы для создания имиджа кандидата в депутаты не существует. Страна у нас большая - от Львова до Луганска расстояние одна тысяча 307 километров, и вкусы людей напрямую зависят от их географического расположения. 

- Одному подавай тельняшку, другому - "Кобзарь", а кто-то любит стильных: с косой или красным галстуком, - добавил Черненко. - До начала предвыборной кампании нужно определиться с округом, в котором собираешься баллотироваться, затем наметить образ своего избирателя и от этого уже отталкиваться при создании своего имиджа. 

Есть общие правила, которые подходят всем кандидатам. Политик с длинными волосами - это по-молодежному, но даже среди неформалов такой кандидат не вызывает авторитета, уверены эксперты. Женщина в откровенных и ярких нарядах тоже не должна надеяться на успех. На нее все будут глазеть, но на избирательном участке проголосуют за "скромницу". 

Джентльменский набор кандидата 

- Если говорить об образе - самым успешным будет кандидат, который донесет гражданам, что он - альтернатива действующим политикам, что он - новая кровь, - добавил Бала.  

Например, Крым считается морским регионом. Значит, кандидатам в депутаты в этих округах нужно представить избирателям программы по защите моряков, развитию туристического бизнеса, а внешне выглядеть серьезно - слегка по-военному и чтоб под рубахой была тельняшка, считает Черненко. 

Восточный регион - промышленный, поэтому кандидаты должны представить программу  развития предприятий, преодоления безработицы, а в одежде отдавать предпочтение простому стилю. В дорогих костюмах не щеголять, иномарки спрятать в гаражи и пересесть на более дешевые автомобили.

- Шахтерскую каску во время выборов носить на голове не стоит, но держать ее под рукой - советую. На востоке народ простой. Их заумными речами не подкупишь, а реальными делами - это да, - заявил Черненко. 

Харьков - студенческая столица, поэтому тут лучше балансировать на грани зрелый - молодой политик. А жители Донецка и Луганска, наоборот, доверяют кандидатам повзрослее.  

Народ в западных областях большое внимание уделяет идеологии. Значит, в ходу будут вышиванки, а на слуху - рассказы о великой украинской истории.  Хотя тут главное - не переборщить: если сильно давить на национальный подтекст, то избиратели перестанут верить в искренность баллотирующегося. 

- Джентльменский набор кандидата на западе - это томик "Кобзаря", ветка калины и вышиванка. Виктор Ющенко почему был популярен на западе страны? Он всегда начинал свою речь аналогиями о Ярославе Мудром, а заканчивал Михаилом Грушевским, - с долей иронии заявил "КП" Александр Палий.

Самые неприхотливые избиратели живут в Центральной и Северной Украине, считают эксперты. В слова они давно перестали верить и будут голосовать примитивно: красивый - некрасивый кандидат. Если будет избираться женщина, то лучше, чтобы она была миловидной и стильной, а если мужчина, то темно-синий костюм и красный галстук для него должны быть рабочей одеждой.

- Коса Тимошенко на этих выборах будет брендом бютовцев, но другим политикам я не советую придумывать себе фирменные прически, фирменный стиль одежды, поскольку Украине хватает одной Юли, - заявил "КП" политтехнолог Олег Покальчук. 

У партий - дефицит кадров

Депутатам, которые будут избираться по партийным спискам, тоже нужно прибегнуть к уловкам. Лицом списка будет первая пятерка, но проблема в том, что формировать ее не из кого, заявил "КП" политолог Вадим Карасев. 

- В партиях - кризис кадров, причем тянется он давно, - прокомментировал эксперт. - Ни у тех, кто у власти, ни у тех, кто в оппозиции, нет людей с хорошим рейтингом. В лучшем случае хорошую пятерку можно получить на все избирающиеся в парламент партии, но не на каждую. 

Поэтому лучше всего списочникам вести борьбу по линии "свой - чужой" - противопоставляться власти, нынешним депутатам, нынешней оппозиции. 

- Я взял бы успешных губернаторов и составил бы из них первую пятерку, - раскрыл секрет Бала. - Но вряд ли так будет. Каждому человеку своя рубашка ближе к телу, и допускать к власти людей из регионов в "центре" политической силы не захотят. 

В ТЕМУ 

Чем политики брали на выборах в различные года

1999-й - Наталья Витренко - хорошо поставленным голосом. На президентских выборах она красиво и внятно объясняла свою программу, чем полюбилась многим избирателям.

2002-й - Юлия Тимошенко - косой. На парламентских выборах Леди Ю предстала с новой проческой, символически олицетворяющей Украину. Все были в восторге. 

2004-й - Виктор Ющенко - лицом. Внешность будущего президента была изменена против его воли, но именно она во многом стало катализатором Майдана и символом деяний "злочинної влади". 

2006-й - Леонид Черновецкий - простодушием. Будущий мэр всех киевлян целовался на столичных выборах в щечку с бабушками, раздавал им гречку и пел песни. 

2009-й - Виктор Янукович - солидностью. На президентских выборах он критиковал оппонентов только по делу, без лишних эмоций и дрязг, от которых народ устал, видя ссоры дуэта "президента Ющенко и премьера Тимошенко".