Спросите у "Комсомолки"

Объясните, что конкретно изменится в системе здравоохранения после реформы. Например, непонятна ситуация с семейными врачами: смогут ли их пациенты выбирать сами? И на какой срок? И что вообще в компетенции этих врачей?

- За ответом мы обратились к одному из разработчиков реформы - доктору медицинских наук, заведующей кафедрой социальной медицины, организации и управления охраной здоровья Днепропетровской медицинской академии Валерии Лехан.

- Наше здравоохранение ныне в тяжелейшем кризисе, - говорит Валерия Никитична. - Из-за этого, например, смертность в Украине в 2,5 раза выше, чем в Евросоюзе. Поэтому его реформирование - вопрос более чем насущный. По нашим расчетам, после модернизации отечественной медицины смертность украинцев сократится не менее чем на треть.

Доктора по душе можно "присмотреть" заранее. Фото с сайта www.i.allday.ru

Теперь конкретно о реформе, тезисно:

- К семейному врачу каждый пациент будет прикрепляться ровно на 1 год. Запись к специалистам будет производиться ежегодно с 1 по 30 сентября.

- Первая запись к семейным врачам пройдет уже в этом - 2012 году. И если у кого-то уже есть на примете полюбившийся специалист, наш совет - договаривайтесь с ним и его больницей раньше сентября.

- Пусть не волнуются те, кто в сентябре будет где-то вдали от родного города (командировка и т. п.). К семейному врачу прикрепят каждого жителя области - согласно прописке. Так что "неохваченных" пациентов не будет. Прикрепят, кстати, даже тех, кто пока не доверяет реформе и прикрепляться в сентябре откажется.

- Именно семейный врач будет назначать "маршрут пациента": когда и к какому "узкому" специалисту нужно будет ходить. Он же - семейный врач - будет выдавать к ним направления.

- В экстренных случаях, когда человеку плохо, он чувствует сильную боль, к "узким" специалистам, в реанимацию людей будут принимать, естественно, без направлений семейного врача. Также без его направления можно будет ходить на прием к "узким" спецам и хронически больным людям.

- На Днепропетровщине власти уже прописали отдельной строкой предупреждение врачам - чтобы брали пациентов даже "с улицы", не спрашивая, есть ли у тех деньги. Определенный набор экстренных медицинских услуг в области будет предоставляться бесплатно.

- Не стоит бояться и того, что семейные врачи - дабы не портить себе результаты работы - не захотят брать пациентов престарелых, которые, как правило, уже с букетом болезней. Чтобы избежать этого, государство назначило к зарплате семейного врача надбавку за работу с пожилыми людьми - коэффициент 1,7. Это выше, чем коэффициент надбавки за молодых пациентов (1,2).

- И последнее: по нормативу правительства, к одному семейному врачу можно прикреплять до 1500 человек. Работа их будет построена таким образом, чтобы они могли захаживать на осмотры к своим прикрепленным даже по выходным.

За сколько дней можно купить билет

 

Планируем с друзьями в конце февраля поехать в Карпаты, но боимся, что билетов на 10 человек мы уже не достанем. За какой максимальный срок до даты отправления поезда можно выкупить билеты?

Ирина, Кировский район.

Как нам рассказали в пресс-службе Приднепровской железной дороги, вы можете оформить проездные документы за 90 суток до дня отправления поезда. Правда, пока это касается только поездов, как:

№ 92/91Львов-Киев, 

№ 106/105Одесса-Киев, 

№63/64 Харьков-Киев, 

№ 37/38 Донецк-Киев, 

№ 12/11Киев-Симферополь,

№ 79/80 Днепропетровск-Киев.

Что делать, если на витрине и в чеке цена на товар отличается

Не раз попадал в ситуацию, когда в торговом зале указана акционная цена на продукты, а на кассе выясняется, что акция закончилась, и этот товар уже стоит дороже. Кассиры аргументируют это тем, что работники магазина не успели поменять ценники. Что в таких случаях делать? 

Алексей, ж/м Победа.

Во-первых, нужно настаивать на том, чтобы вам продали товар по той цене, на которую вы рассчитывали. 

- Закон говорит, что покупатель должен рассчитываться по той цене, которая заявлена на ценнике, - рассказали в государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей. - Если вам говорят, что сотрудники магазина не успели поменять ценники, это их проблемы. Потребитель не должен страдать из-за непрофессионализма работников торговли.  

Сразу вызовите администратора магазина и скажите ему, что хотите купить товар только по той цене, которая была указана в торговом зале. Если администратор отказывает вам, требуйте книгу жалоб. 

В ней подробно напишите об инциденте и укажите дату, время, номер кассы, на которой хотели рассчитаться, а также имена сотрудников магазина, с которыми разговаривали. Эксперты говорят, что инспекция по защите прав потребителей постоянно проверяет книгу жалоб в магазинах и на основании записей в ней может наказать торговое заведение. Это в дальнейшем должно дисциплинировать работников магазина.

Также следует обратиться непосредственно в государственную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей в Днепропетровской области, которая  работает по адресу: ул. Баррикадная, 23. Т.: (056) 744-08-62, 744-09-62.

Конечно, пока все это сделаете, пройдет немало времени, но, по крайней мере, есть шанс, что после ваших заявлений магазин будет следить за тем, чтобы ценники соответствовали реальной цене товара.

Кстати, вы также можете требовать у магазина возмещения морального ущерба.  Для этого на имя руководителя торгового заведения напишите соответствующее заявление. Сделайте копию заявления и отдайте ее в управление по правам потребителей. Если вы потребуете, скажем, тысячу гривен, то гривен 200-300 вам должны дать. Такие случаи инспекции известны.

Кто в ответе за скользкие дороги

Недавно, проходя мимо одного из магазинов в центре города, поскользнулся и упал. Благо это оказалось только небольшое растяжение. А если бы сломал ногу? Подскажите, кто отвечает за посыпку прилегающей территории противогололедной смесью?

Анатолий Черевняк, ул. Образцова.

На ваш вопрос отвечает начальник экологиче­ской милиции Днепропетровска Анатолий ­Лукинчук:

- В центре расположено огромное количество магазинов и различного рода учреждений, хозяева которых отвечают также за закрепленную близлежащую территорию. Если вы поскользнулись возле такого объекта и, тем более, не дай бог, травмировались, можете смело жаловаться в экологическую милицию. Отговорки хозяев, что, мол, никто им не выдал специальные смеси для посыпки, орудия для ликвидации льда - незаконны, так как за такое нарушение правил благоустройства города им грозит штраф, это и должно их стимулировать. Кстати, правительство сделало выводы, что  тенденция к снижению таких нарушений отсутствует из-за того, что хозяевам порой легче заплатить 100 гривен, чем взяться за лопату, и приняло решение существенно повысить штрафы. Так что теперь нерадивому предпринимателю, рядом с магазином которого есть территория, где не проведены противогололедные мероприятия, грозит штраф от 850 до 1700 гривен, а раньше этот штраф составлял максимум 170 гривен.

Оставлять жалобы можно непосредственно в Управлении экологической милиции  по адресу: ул. Демьяна Бедного, 7 или в УВД: пл. Троицкая, 2 (бывшая ул. Красная, 2) и по т. (056) 745-45-27.