- Сергей Анатольевич, как собираетесь праздновать юбилей?
- Не люблю пышных торжеств. Буду, как обычно, отмечать в семейном кругу. Поедем за город, на дачу.
- Ощущаете себя пенсионером? Уже все-таки шестьдесят…
- Своему возрасту соответствуют только очень серьезные люди. А я как был пацаном, так и остался!
Помню, вместе со мной в институте учился студент. Я думал, мы одногодки. И был шокирован, когда узнал, что он на 10 лет старше меня. Потом мы встретились с ним спустя много лет. Внешне - да: возраст берет свое, но по поведению он остался таким же, как и в студенческие годы… Хотя есть люди, прокисшие с рождения. Они находят себе соответствующую работу: сидят, часами перекладывают бумажки. Они нужны, не спорю, но мне такие не нравятся. Люблю тех, кто не перестает удивлять.
- А вы сами чем удивили близких за последнее время?
- Тем, что согласился пойти на эту работу - главным архитектором - полтора года назад. Родные крутили пальцем у виска: "Ты только стал получать удовольствие от жизни, проектировать, имеешь свое небольшое бюро…"
- Вы архитектор по династии?
- Нет. Отец был военным моряком, мама - врачом. Я учился в художественной и музыкальной школах. И учитель рисования, видно, заметил во мне какие-то архитектурные способности. И спросил: "Ты был в детском саду?" Я, домашний ребенок, никогда там не был. Он предложил мне пойти туда и посмотреть, все ли мне там нравится, удобен ли садик для детей. Я пошел… А потом нарисовал, каким бы хотел видеть этот детский сад. Мне тогда было лет 14. С тех пор я увлекся архитектурой. И ни разу не пожалел, что стал архитектором!
- Помните свой первый проект, который был реализован?
- Это было через год после института: трансформаторная подстанция с бытовыми помещениями для троллейбусного депо - ее построили в пригороде Севастополя. Она там до сих пор.
Интересно, что подстанцию строили без меня - я в то время был в море (некоторое время служил моряком). Когда вернулся, здание уже было готово. Только на моем чертеже для объемной визуализации была показана тень, а строители взяли и выложили ее из кирпича (смеется). Обещали исправить это при первом ремонте, но за 36 лет ничего не изменилось.
- Вы сказали, что были моряком…
- Я служил в элитном флотском подразделении - в гидрографической службе Черноморского флота. Помогал создавать атлас Индийского океана. Служба заключалась в несении вахты - четыре часа через восемь. Именно во время этих первых путешествий я стал коллекционировать карты городов мира. Сейчас у меня их около тысячи.
- Вы по ним изучали города?
- Нет, в основном по книгам. К примеру, Париж - по "Празднику, который всегда с тобой". Будучи там, я ходил по всем улицам, которые описал Хемингуэй в своем романе. Лондон я изучал по книге Алана Силлитоу "Начало пути"…
- А Киев? Вы же из Севастополя…
- С раннего детства я здесь проводил несколько месяцев в году. В Киеве жили мои родственники… Благодаря папиной работе мы постоянно переезжали с места на места. Жили в Петербурге, на Камчатке, в Баку... А Севастополь был нашей базой.
- Отец - военный моряк, наверное, строгий?
- Строгий, но мог и слезу пустить, читая книгу или смотря фильм. Я, кстати, тоже так умею. Папа был для меня идеалом мужчины. Говорил мало, но если скажет - так скажет. Фронтовик, прошел войну в морской пехоте и на торпедных катерах Черноморского флота, имел три ордена Красной звезды.
Он никогда меня не бил, мог разве что подзатыльник дать. Получил я, например, за то, что в первом классе сломал трактор. Дело было зимой, на Камчатке. Мы с мальчишками увидели трактор, рядом никого не было. Мы открыли дверцы, влезли вовнутрь и стали выкручивать лампочки, ковыряться там, что-то поломали, разбили… На следующий день, когда меня спросили, ломал ли я трактор, признался. Но так и не сказал, кто еще был со мной. Мама меня выругала и сказала, что нам теперь придется платить 200 рублей за ремонт. А папа дал подзатыльник. Но потом пожал руку - за то, что друзей не выдал.
Думаю, он все сделал правильно. Сам я как отец не строгий, но вспыльчивый и занудный. Моему сыну 32 года. Когда пытаюсь Антона воспитывать, он обычно переводит все в шутку. И я сам начинаю смеяться. Вот и все воспитание! Понимаете, у сына умерла мама 10 лет назад. И я не могу быть с ним очень строгим, ведь ему тоже было нелегко… Да и к тому же Антону и самому уже есть кого воспитывать - у него двухлетняя дочка.
|
- Сын пошел по вашим стопам?
- Да, он хороший архитектор и художник-график. Но одно время хотел стал актером. Собирался даже поступать в театральный. У него действительно есть артистические задатки. Но когда Антон сказал, что будет поступать в институт Карпенко-Карого, я забил тревогу и запретил ему.
- Почему?
- Большими артистами становятся единицы. Если вдруг что-то не так - начинают комплексовать. Мужчины тем более… Начинают пить, портится характер. Зачем это надо?
- Но ведь и архитектором известным не каждый становится!
- Здесь есть возможность просто честно делать свою работу. И совсем не обязательно быть звездой. Меня тоже особо не знают в архитектурном мире, и я не считаю себя выдающимся архитектором.
- В Киеве есть здания, построенные по вашим проектам?
- Супермаркет, банк на улице Воровского… Но многое так и осталось на бумаге. Например, застройка Днепровской пристани, жилой район в Броварах… Я всегда любил именно проектировать. И не очень хотел быть главным архитектором столицы. Пошел только из-за того, что в Киеве надо наводить порядок. Что и пытаюсь сделать. Но сегодняшние законы лишают меня многих прав. Например, я не могу влиять на открытие и закрытие строек, на согласование проектов.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Сергей Анатольевич ЦЕЛОВАЛЬНИК - главный архитектор Киева. Родился в Севастополе в 1952 году в семье моряка и врача. С детства увлекался рисованием и музыкой.
В 1975-м окончил архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института, в 1985-м - курсы повышения квалификации Московского архитектурного института, в 1990 году - аспирантуру Московской академии общественных наук.
В свободное время Целовальник играет на пианино (особенно любит Моцарта и Скрябина) и пишет картины маслом.
Коллекционирует карты городов мира (в его коллекции их около тысячи) и фигурки сов (у Целовальника более 700 сов разной величины). Дядя Сергея Анатольевича по линии матери, Андрей Сова, был украинским актером.
В ТЕМУ
Что означает фамилия
"Целовальниками" на Руси называли должностных лиц (например, судей или полицейских), которые давали клятву честно исполнять свои обязанности, в подтверждение чего целовали крест. Начиная с XIX века "целовальниками" стали называть продавцов в винных лавках. Они целовали крест, клялись не разбавлять вино и водку.
Еще одно значение слова "целовальник" - краюха хлеба.