"Десять лет меня зовут выступать за сборную Таиланда, а Украина так и не дала обещанную квартиру"

Олимпийский чемпион по пулевой стрельбе Артур Айвазян рассказал о подготовке к Олимпиаде в Лондоне и о том, как уже четвертый год не может получить заслуженное жилье за "золото" в Пекине.

Айвазян в 2008 году вернулся из олимпийского Пекина с золотой медалью.

"ПО ПЯТЬ ЧАСОВ ОТРАБАТЫВАЮ ПРИЦЕЛИВАНИЕ" 

Встретиться с лучшим стрелком мира мы договорились в редакции. Артур только что вернулся из Англии, куда летал вместе с тренером за патронами. Впереди у него сборы во Львове и международные старты в Германии. Лицензию на Олимпиаду крымский спорт­смен выиграл еще в апреле прошлого года на Кубке мира и уже тогда твердо решил, цвета чьей страны будет защищать на престижных соревнованиях.  

- 14 января вам исполнилось 39 лет. Наверное, все желали выиграть очередную олимпийскую медаль?

- Да, в основном пожелания касались спортивных достижений. Пулевая стрельба  - моя жизнь, и никуда мне от нее не деться. Для меня очень важно достойно выступить на предстоящей Олимпиаде. Слава Богу, праздники закончились, январь каждый год выбивает меня из колеи. Я не очень люб­лю праздники, видимо, "наелся" ими уже (смеется).

- Впереди серьезные соревнования…

- Во Львове на сборах предстоят подъемы в 7 часов утра, тренировки по 5-6 часов в день. Нужно отрабатывать все нюансы выстрела, например прицеливание, следить за дыханием, направлением ветра, тренировать мышечную память, чтобы организм работал, как автомат. Важно концентрировать свое внимание на выстреле и ни на что не отвлекаться. Спокойствие и невозмутимость - это еще не залог хорошего выступления. Иногда волнение мобилизует так, что даешь колоссальный результат. Стрельба - психологический вид спорта. 

После Львова лечу на международные соревнования в Германию, в середине февраля намечен чемпионат Европы в Финляндии, в апреле - этап Кубка мира в Лондоне, в июне - еще два этапа Кубка мира в Мюнхене и Милане. 

- Дорога, наверное, сильно выматывает?

- Да, очень устаю. Летаю эконом-классом. А когда колени в согнутом положении 12 часов, еще и перепады давления, все отекает и меняются биоритмы - поверьте, не весело. Организм очень долго восстанавливается и сложно после перелетов показывать высокие результаты. 

"ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ ЖДУ ХОРОШУЮ ВИНТОВКУ"

- Кроме человеческого фактора важно ведь и техническое оснащение…

- Я с тренером работаю над этим вопросом с октября прошлого года. Те патроны, которые мы присмотрели в Англии, не подходят к винтовке, которую заказали в Германии. Со старым оружием на Олимпиаду ехать нельзя, оно себя уже изжило. К сожалению, на немецком заводе-производителе не всегда бывают качественные стволы для винтовок. Надеюсь, спустя две недели с новым поступлением будет из чего выбрать.

Винтовка стоит около 4 тысяч евро. Это цена производителя. На покупку и растаможку уйдет сумма почти вдвое больше. Я рассчитываю на финансовую помощь Федерации стрельбы Украины, своего тренера и друзей-спонсоров. Кстати, пулевикам, поскольку их редко показывают по телевизору (куда нам до футболистов и боксеров!), найти спонсоров очень сложно. Несмотря на то, что пулевая стрельба - олимпийский вид спорта.

На помощь государства Артуру Айвазяну рассчитывать не приходится. В прошлый раз в подготовке к XXIX летним Олимпийским играм в Пекине, по словам спортсмена, Украина принимала участие на 10 процентов из 100.  

- Винтовка, патроны, сборы в Америке, которые мне были так необходимы, - все это были мои заботы, - продолжает стрелок. - Из 25 тысяч патронов, которые полагаются от государства в год, я тогда получил от сборной втрое меньше, и то со скандалами, мол, я только о себе думаю. На одни патроны в год необходимо 13 тысяч евро на одного спортсмена. 

- Но ведь это того стоило, все-таки вы в Пекине завоевали "золото"…

- Знаете, ничего, по большому счету, не изменилось в моей жизни после завоеванной олимпийской медали. Разве что зарплату немного подняли, но это слезы по сравнению с теми суммами, которые нужны профессиональному стрелку.  

Винтовка принесла Артуру всемирную известность, но никак не материальные блага.

МЭР ПООБЕЩАЛ ЖИЛЬЕ, НО СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАТЯГИВАЕТСЯ

- А что же обещанная трехкомнатная квартира? Уже, наверное, потеряли надежду получить ее?

- Я по-прежнему живу с мамой в служебной двухкомнатной квартире (Айвазян получил ее 10 лет назад как офицер Госпогранслужбы Украины, жилье принадлежит государству. - Прим. ред.). Только подумайте, из 27 медалистов в Пекине 26 получили квартиры в Украине в разных областях, кроме меня! За 26 лет моей карьеры я не помню случая, когда с кем-то такое было. Да, такая процедура не прописана в законе. Государство не обязано давать жилье олимпийским чемпионам. Но зачем тогда обещать?!

(К слову, перед Новым годом Артур встречался с мэром Симферополя Виктором Агеевым. Городской голова пообещал стрелку жилье в строящемся доме на улице Балаклавской, на окраине города. Многоэтажку возле леса должны были достроить в декабре, но строительство затянулось, и теперь объект планируют сдать не раньше мая.)

- А все же уезжать жить в другие страны наши спортсмены не собираются... 

- Предложения от других государств есть, - говорит Айвазян. - С 2000 года мне предлагают переехать в Таиланд. Звали в Америку и Швейцарию. Почему не переехал? Потому что не чувствую себя там, как дома. И дело не в языковом барьере, а в ментальности. Таиланд мне очень нравится, но там очень жаркий климат. А из-за подобных громких заголовков в прессе, мол, Айвазян выступит за другую страну, у меня случаются проблемы. Звонит мне как-то генерал пограничных войск и говорит: как же ты, офицер Украины, мог такое сказать? А я из Украины уезжать никуда не собираюсь! 

Фото из личного архива Артура Айвазяна.