Президент "Нью Глобал Энтерпрайзес Компани" Пол Вотерс: "Кому-то выгодно довести исторический центр Киева до разрушения"

Пол Вотерс является одним из инвесторов строительства жилого комплекса "Фреско София" в историческом центре Киева. По его словам, он нигде и никогда не сталкивался с таким произволом по отношению к зарубежным инвесторам - людям, которые везут в страну деньги и честно платят налоги.

Президент «Нью Глобал Энтерпрайзес Компани» Пол Вотерс

СОВРЕМЕННЫЙ РЭКЕТ

- Вы по-прежнему являетесь инвестором проекта строительства дома по ул. Гончара, 17-23?

- Пока да, но в очень небольшой доле. Я не настолько богат, чтобы вкладывать деньги в столь непредсказуемый проект, поэтому прекратил финансирование сразу после скандальных событий летом 2009 года. Партнеры теперь делают это сами, они привлекли банк ВТБ. Жаль, конечно, что так произошло. Мне нравился этот проект, но инвестировать деньги в условиях, которые существуют сегодня в Украине, бессмысленно.

- Неужели законодательство в Украине настолько не адаптировано к рыночной экономике? Ведь правительство проводит политику привлечения инвестиций. 

- Дело не в законодательстве, а в том, что закон здесь никого не интересует, его никто не выполняет. На практике получается, что в стране отсутствует защита инвестора, а неприкосновенность частной собственности вызывает только улыбку у чиновников. Судебная система практически не работает, суды принимают решения, которые не укладываются в рамки права и справедливости. 

Вот пример с нашей стройкой на ул. Гончара, 17-23. Проект безукоризнен с точки зрения законодательства. Что делают оппоненты? Они подают иск в суд с просьбой признать строительство незаконным на совершенно надуманных, я бы сказал, абсурдных основаниях. В своем иске оппоненты просят у суда принять постановление об остановке строительства. И суд его принимает, невзирая на то, что никаких правовых оснований нет. Нам приходится останавливать строительство и ежедневно терпеть убытки. Именно этого и требуется нашим оппонентам. А еще им нужно, чтобы мы подсчитали свои убытки и поняли, что нам выгоднее выплатить некоторую сумму, и тогда они отзовут иск. Ведь это очень просто, как суд не может понять, что это типичный рэкет? 

- И вам приходилось откупаться?

- Нет. Мы выиграли суд первой инстанции, они подали апелляцию, и когда на стадии апелляции наши оппоненты поняли, что проиграют процесс, они отозвали иск. Это не позволило нам получить окончательно вступившее в силу решение суда, более того, постановление осталось в силе. Более абсурдной ситуации невозможно себе представить. 

Истец отзывает иск, то есть иска не существует, а вот постановление в обеспечение несуществующего иска продолжает действовать, и наши оппоненты направляют его во все инстанции, требуя выполнения. В итоге нам удалось отменить это постановление благодаря отдельному решению суда. После этого наши оппоненты опять подали в суд, опять "протащили" новое постановление, мы снова выигрываем суд, они снова подают апелляцию и на стадии апелляции отзывают иск, чтобы снова подать в суд и снова получить постановление и т.д. Каждый раз при этом меняется личность истца, чтобы это соответствовало правилам судопроизводства, но тексты иска во всех случаях абсолютно идентичны, написаны одной рукой, на заседания судов ходят одни и те же адвокаты… Очевидно, что за всем этим стоит одно и то же лицо или одна и та же сила. В любом другом государстве эти люди уже давно были бы привлечены за мошенничество. У вас в Украине это практически невозможно, мы пытались, но милиция нам отказала.

сВ прошлом году работы еще шли. Сейчас стройка остановлена, а инвесторы несут убытки из-за многолетних судебных тяжб.

ЧЕРНЫЙ ПИАР

- Но, насколько мне известно, ваша стройка вызвала протест у местных жителей, общественное мнение считает, что она наносит ущерб "Софии Киевской". 

- Нет протестующих жильцов близлежащих домов. Наш проект предусматривает не только строительство жилого дома вместо старого аварийного, который мы выкупили и снесли. Мы также ведем реконструкцию ул. Гончара от ул. Рейтарской до 

ул. Сретенской, а это 6 жилых домов, которые не ремонтировались лет 50 и которые мы отремонтируем за свои средства. Разве будут против этого возражать?

В действительности есть группа лиц, 3 или 4 человека, выдающих себя за представителей жильцов и занимающихся тем, что мешают строительству. Это их работа, им за это платят деньги. Если взять все жалобы, которые направляются на нас в различные инстанции, то независимо от того, кто их писал, подписаны они, как правило, одним именем - Ирины Никифоровой, общественной активистки, которая и занимается этой кампанией против нас. Налицо очевидные признаки мошенничества, но никто из чиновников, включая милицию и прокуратуру, на это внимания почему-то не обращает.

- Примерно год назад в прессе дискутировался вопрос исключения Украины из ЮНЕСКО по причине строительства на улице Гончара. Чем это все закончилось?

- Это был черный пиар против нас. На самом деле в прессу было запущено два пиар-хода. Первый - о том, что строительство приведет к затоплению "Софии Киевской". Второй - что по этой причине Украину исключат из 

ЮНЕСКО. И то и другое было полнейшей фальсификацией. Никаких доказательств правдивости этих утверждений, никаких документов по этому поводу не существовало. 

Сегодня, когда дом практически построен, уже не расчеты, а результаты измерений уровня подземных вод подтверждают, что мы правы, никаких угроз затопления "Софии Киевской" не было и нет. Более того, на двух прошедших с того времени сессиях ЮНЕСКО вопрос об исключении Украины или занесении в черный список даже не обсуждался. Надеюсь, теперь всем понятно, что это была грязная фальшивка, 100-процентный черный пиар. 

СОВСЕМ НЕ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ

- Вы, как сторонний человек, можете объяснить, почему вокруг строительства на улице Гончара происходят все эти события?

- Есть гипотеза, которую выдвинул один мой приятель, и хотя она может показаться не совсем реальной, но дает ответы на все вопросы. Исторический центр города, буферная зона, ветшает и рушится, но, вопреки рекомендациям экспертов, вместо выделения денег на ее реконструкцию или привлечение частных инвесторов принимается решение о запрете строительства, реконструкции и ремонтов в этой зоне. Более того, назначение земли в буферной зоне уже изменили судебным решением вопреки действующему законодательству так, чтобы никто в этой зоне без согласия некоего не существующего пока органа не смог выполнять ни одну из вышеперечисленных работ. А раз суд принял решение вопреки действующему законодательству, значит, кому-то это очень нужно. 

Вместо привлечения туристов исторический центр столицы страны отпугивает случайно забредших сюда пешеходов изуродованными фасадами некогда красивых строений, выбитыми окнами отселенных аварийных домов, падающими на головы балконами и проваливающимися тротуарами. И, несмотря на все приготовления к Евро, никого это не волнует. Из этого следует только одно - значит, это кому-то очень нужно. 

Мне кажется, кому-то нужно довести эту самую буферную зону до такого состояния, когда большая часть домов окончательно развалится и будет признана аварийной. И тогда по причине аварийности жильцов этих самых домов отселить за государственный счет куда-нибудь подальше из буферной зоны. А потом появится "правильный" инвестор, который получит всю эту буферную зону под застройку и реконструкцию очень дешево, а может, даже бесплатно ввиду полного износа строений и уже без всяких обязательств перед какими-то жильцами. И тогда сразу будут отменены все запреты и ограничения по строительству в буферной зоне. И появится необходимый орган, который сможет согласовать назначение земли так, как это нужно "правильному" инвестору. А мы в эту схему не укладываемся. Ведь реконструкция улицы абсолютно противоречит интересам "правильного" инвестора. Мне кажется, эта версия очень похожа на правду.

Фото Артема ПАСТУХА.