С 1 января вступил в силу пункт 14 Постановления правительства № 1342, обязывающий установить паркоматы на всех платных стоянках Украины. На практике это означает, что водители могут не платить парковщикам, а вносить деньги только через электронное устройство. Нет паркомата – нет денег.
Донецкие активисты общественного проекта "Дорожный контроль" провели очередной рейд по парковкам города и убедились - водители массово отказываются отдавать свои кровные "синим жилетам".
- Я не хочу платить за парковку неизвестным людям, но с удовольствием сделаю это через паркомат, - говорит активист "Дорожного контроля" Андрей Носарев. – Люди в синих куртках часто ходят без документов, не выдают чеки, да и сами парковки работают с нарушением, а значит, наши деньги могут попадать в карманы коррупционеров.
Однако даже отсутствие паркоматов – не самая большая проблема донецких парковок. Лишь на днях в городе начали заменять устаревшие дорожные знаки "Платная парковка" с цифрами 10 – 15 - 20 на правильные, с цифрами 10 – 25 - 50. В то же время обязательной синей разметки, указывающей на стоянку, до сих пор почти нигде нет, а это нарушение также позволяет водителю усомниться в законности парковки и отказаться платить. Кроме того, у парковщика обязательно должны быть удостоверение и кассовый аппарат или парковочные талоны.
- Чеки выдают, если только настойчиво попросишь, зачастую вытаскивая их из кармана, - возмущается активист "Дорожного контроля" Илья Олейников. – Посмотрите, мне выдали чек, выбитый в 8 утра, а сейчас уже вторая половина дня.
Правительство дало местным властям более двух лет на оснащение стоянок автоматическим оборудованием, ведь постановление вышло в декабре 2009-го, а пункт 14 вступил в силу только сейчас. Однако, вместо того чтобы отменить плату за парковки до закупки паркоматов, власть пытается продлить сроки обязательной установки электронных парковщиков.
- Введение паркоматов откладывается на один квартал – до 31 марта включительно, - передала пресс-служба Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства слова своего министра - Анатолия Близнюка.
Однако, судя по информации правительственного портала, Кабинет Министров проводил в январе только два заседания и ни на одном из них вопрос о парковках не поднимался. Водители недоумевают: никто не видел соответствующего документа, а слова одного из министров правительства решением Кабмина считать нельзя.
В то же время у парковщиков нет никаких законных оснований блокировать автомобили водителей, отказавшихся платить, - в противном случае можно смело вызывать милицию.
- У нас есть инструкции, запрещающие вступать в конфликтные ситуации, - признался парковщик Сергей Баринов, собирающий плату за стоянку возле "Маяка". – Заставить заплатить я вас не могу…
Получается, парковщики превратились в сборщиков добровольных пожертвований, которые водители делают из жалости или по неведению. Сотрудники стоянок признаются: последние две недели работать им стало очень трудно, так как водители массово отказываются платить.
КСТАТИ
В большинстве европейских стран водители оплачивают услуги парковки только через паркомат, что практически исключает коррупционные схемы. Там, где нет шлагбаумов, факт оплаты контролируют полицейские, накладывая штрафы на тех, кто "забыл" внести лепту в городской бюджет. Если сборы начнут поступать в казну в полном объеме, электронные парковщики быстро окупятся, ведь в Донецке более 200 000 автомобилей, а цены на паркоматы начинаются от 10 000 гривен.