Джоконды крепостного художника

Журналист "Комсомольской правды" Андрей ДЯТЛОВ - о мастере портрета, с которым не сравнился никто

Журналист «Комсомольской правды» Андрей ДЯТЛОВ

- Был такой грандиозный фильм про жуликов-коллекционеров в роскошном советском сериале "Следствие ведут Знатоки" - "Подпасок с огурцом". Я и сейчас его пересматриваю с удовольствием. Тогда про мир собирателей картин и антиквариата вообще не говорили толком.

И там коллекционер Боборыкин впаривает любителю живописи очаровательный портрет некоей дамы. Подделку, по ходу дела.

У него (у Боборыкина, а не у портрета, естественно) с придыханием спрашивают:

- Скажите, но это же Рокотов? Рокотов?

И Боборыкин, снисходительно тряся бороденкой, нагло бросает:

- А почему бы и нет?!

Врать не буду: именно тогда я впервые услышал эту раскатистую фамилию - Рокотов. И лишь гораздо позже увидел в Третьяковке тот подлинник, с которого в "Подпаске..." была сделана как бы копия: это портрет неизвестной в розовом. 

Рокотов, конечно, просто гений. В XVIII веке особо не разгуляешься: все портреты того времени статичны, напыщены и однообразны. Канон и титулы не позволяли. 

Не берусь судить с позиций темных рассуждений сомнительной для меня науки - искусствоведения, но мне кажется, что Рокотов первым с таким неподражаемым восторгом художника стал писать именно живые портреты. "Неизвестная" у него чуть ли не смеется, граф Иван Иванович Шувалов в мундире, словно в домашнем халате, спокоен и не крут (а был ведь высочайшим вельможей екатерининской эпохи!). И даже сама наипараднейшая императрица Екатерина Великая улыбается, как добрая бабушка. В них пафоса меньше, чем в лакированных взглядах всех портретов кисти Александра Шилова.

Федор Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке.

Думаю, Рокотов не мог не видеть в них просто людей. У него был простой крестьянский ум, не терпевший сложных иерархических наворотов, все, кого он рисовал, были для него людьми Божьими. 

И как могло сложиться иначе? Ведь вышел Федор Степанович Рокотов из крепостной семьи села Воронцово (теперь это местечко поглотила Москва). Впрочем, есть предположение, что он был незаконным  сыном князя П. И. Репнина. А тогда часто таких детей как бы приписывали к крестьянским семьям. Но одно точно: Рокотов поднялся из полукрепостных учеников живописцев до неслыханных высот - звания академика живописи "за оказанный опыт в живописном портретном искусстве". Портретном!

Конечно, не без мецената: талант Рокотова заметил тот самый Шувалов. Умница, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, основатель Московского университета и Академии художеств, он понимал, что настоящий талант дается не по родословной. И, что важнее, талант - это тем сильнее, чем из большей "грязи" поднимается человек. Именно он, напомню, разглядел Ломоносова. И Рокотова, конечно.

Рокотов оставил не так много работ, но зато до сих пор, разглядывая работы других мастеров, мы безошибочно узнаем "рокотовские глаза" - особый взгляд, читаемый на всех его портретах и доступный кисти единиц. Как говорил один из его современников, Рокотов знал, как передать не только "вид лица", но и "нежность сердца".

Он был вхож в императорские дворцы и, кажется, знал больше, чем следовало бы художнику. Есть у него, например, "Портрет А. П. Струйской" (1772 г.). Мать 18 детей, она на полотне выглядит почти невесомой, воздушной, сияющей. Этот шедевр иногда называют "Русской Джокондой". Но настоящая "русская Джоконда" - скорее портрет неизвестного в треуголке. Вы знаете, что, по последним исследованиям, Джоконда Да Винчи, похоже, вовсе не дама, а зашифрованный портрет его возлюбленного ученика. А неизвестного в треуголке, наоборот, считают необычным портретом Екатерины Великой в мужском платье. Либо ее внебрачного сына от графа Орлова. От этого он и "неизвестный": художник сохранил тайну!

...Бродя по Третьяковке среди работ Врубеля, Нестерова, Серова, Репина, я думаю: слава Богу, что, когда они впервые взяли кисть, уже созданы были очаровательные портреты Рокотова. Было им на что смотреть, как на чистый, вечно манящий и вечно же убегающий горизонт...