НЕВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ
Когда погибает по-настоящему знаковый человек, непременно появляется несколько версий его смерти. Автомобильная авария, после которой скончался Чорновил, вызвала настоящий шквал домыслов. До последнего времени Генпрокуратура не отказывалась от идеи эксгумировать прах Вячеслава Максимовича, чтобы проверить все новые версии.
Если говорить о смерти Евгения Кушнарева с этой точки зрения, версий - великое множество. Ведь он был не менее неугодным оппозиционером для "оранжевых" властей, чем нынешние политические "сидельцы". Его клеймили позором за антиоранжевые идеи и уговаривали выехать за кордон, угрожая усадить на тюремные нары. Однако следствие поставило в деле жирную точку.
Трагические события разразились 16 января 2007 года, когда депутата Верховной Рады Кушнарева пригласили на охоту в угодьях семейства Завальных, расположенных вблизи села Красный Шахтер Изюмского района. Старший Завальный, Дмитрий, был помощником депутата Дмитрия Шенцева - закадычного товарища Евгения Петровича. Охота шла ни шатко ни валко - убить волков (именно их "санитарным отстрелом" занимались мужчины) не получалось. Вдруг около двух часов из окна автомобиля заметили нескольких животных. Охотники приготовились, прозвучал выстрел - пуля карабина срикошетила от ствола дерева и попала в живот Кушнареву.
Почему-то мужчины решили нести Кушнарева в охотничью сторожку, находившуюся неподалеку. Хотя, по мнению врачей, необходимо было как можно скорее доставить его в Изюм.
- Все решилось как раз на этом этапе. Нужно было срочно оказывать квалифицированную помощь, а друзья принялись останавливать кровотечение, лишь ухудшая ситуацию. В итоге, когда его довезли до изюмской больницы, наступил момент невозврата - началась критическая ишемия, что делает благоприятный исход практически невозможным, - рассказал "КП" Юрий Поляченко, в то время - министр здравоохранения, спустя несколько часов прибывший в больницу и координировавший действия врачей.
Случайность - но если бы Завальный, а также егерь, присутствовавший на охоте, приняли другое решение, Кушнарев мог бы остаться в живых.
Это же, к слову, подтверждает и Игорь Шурма, в то время замглавы горсовета Харькова по медицинской части.
- Как только появилась такая информация, я вместе с главврачом одной из харьковских клиник поехал в Изюм. С собой мы захватили лекарство, применяемое при родах, - им обычно останавливают кровотечение. Но как только прибыли на место, стало очевидно - слишком долго его везли, и шансов выжить у Кушнарева практически не осталось, - рассказал нам Шурма. - Некоторое время аппарат искусственной вентиляции легких еще мог поддерживать жизнедеятельность. Но время истекло быстро.
"ПРИГЛАСИЛИ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. ОН ВЫБРАЛ ОХОТУ"
На ту роковую охоту экс-губернатора провожала его соратница Людмила Давыдова. По ее словам, была и еще одна случайность, которая могла бы не допустить гибели Евгения Петровича: в тот же день его пригласил знакомый на именины.
- Это было 15 января, но он отказался буквально наотрез. Этот случай мог бы его спасти, - убеждена Людмила Давыдова.
- Предвещало ли что-нибудь беду 16 января?
- Ни в поведении, ни в настроении Евгения Петровича не было ничего, что бы говорило о возможной трагедии. Он не был подавлен, наоборот, находился "на взлете" - был окрылен предстоящим отпуском. Буквально на следующий день уезжал. Хотелось немного по лесу побродить. Вот и побродили...
- Было ли в тот момент какое-либо давление на Евгения Петровича со стороны "оранжевой" власти?
- Давление было с 2005 года через людей, которые с ним общались. Те, кто остался с ним рядом в момент расцвета "оранжевой" власти, принялись очень уж настойчиво передавать ему пожелания "уехать в Россию". Мол, зачем сидеть здесь - все равно закроют. Это говорили люди, которым он доверял.
Но у него не было и мысли, чтобы уезжать.
- Кушнарев был заядлым рыбаком. Как же в числе его увлечений появилась охота?
- Когда он уже стал губернатором, на второй год он отладил работу, было понимание ситуации, подъем. Его на выходные пригласили - мол, давай по лесу побродим. Он сходил два воскресенья подряд и понял, что это его занятие: чистый воздух, тишина, возможность побыть наедине с собой, поразмышлять. И добыть мяса. Трофеи приносил с каждой охоты - когда кабана, когда зайца. Ел "дикое" мясо сам, других угощал. Мы всех знакомых кормили!
Только вот последний сезон оказался неудачным. Он все надеялся, что вот-вот - и начнет везти, пойдет зверь.
- Насколько вы верите в официальную версию следствия о том, что пуля, выпущенная Дмитрием Завальным, срикошетила от ствола дерева?
- Не верю, и все тут. Есть вопросы. Проводить какие-либо расследования бесполезно, это пытались делать его дети, они нанимали адвоката, сыщиков. И без толку. Может, для самоуспокоения лучше было бы, чтобы я поверила в случайность...
Незадолго до трагедии с Евгением Петровичем общался Виталий Москаленко, экс-министр здравоохранения. Он пытался убедить его, говорил - мол, зачем эта охота нужна, это риск, оружие... Статистика говорит, что каждый охотничий сезон заканчивается несчастными случаями. Мне всегда хотелось верить, что это как раз такой случай. Но очень уж много несостыковок.
- Какие планы строил Евгений Петрович?
- У него были мысли о президентстве. И он к этому был подготовлен. После губернаторства, когда вернулся в Верховную Раду, он жил этим. Был постоянно на виду, горел работой. Ему это очень нравилось, получалось по жизни.
Кстати, он рассказывал, что еще будучи студентом, учился без особого желания, зато хорошо "бренчал" на гитаре. А родная тетя, у которой он жил на квартире, все время спрашивала его - кем, мол, будешь, когда одумаешься. "Секретарем КПСС", - придумал ответ Евгений.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Брат экс-губернатора: "У Евгения не было предрассудков относительно охоты"
Известно, что многие охотники и рыбаки - люди суеверные. Если сезон не задался, они не продолжают его, считают, мол, плохая примета. Евгений Кушнарев к таковым не относился - об этом "КП" рассказал его брат Сергей.
- Не было у брата никаких предрассудков, которые бы помешали охоте. Под Изюм он ехал не в первый раз, а в двадцатый, тридцатый - и он очень любил отдыхать в этом месте, - сказал он.
К слову, дети экс-губернатора после его гибели организовали Фонд поддержки демократических инициатив им. Кушнарева. Издают книги, спонсируют проекты, оказывают материальную помощь, если в этом есть необходимость. И отстаивают взгляды отца на положение Украины - на круглых столах, конференциях.
- Но фамилия "Кушнарев" уходит из политикума, и это естественно. В истории современной Украины можно вспомнить и другие фамилии политиков, которые исчезли подобным образом. Конечно, что об этих людях все меньше и меньше говорят, - разводит руками Сергей Кушнарев.
Экс-губернатор и его трофей.