Как нас обманывают на отдыхе

Новогодние каникулы закончились, но для многих украинцев отдых был далеко не таким, как хотелось бы.

Один из самых наглых обманов: туристам показывают фото одного отеля, а поселяют в другой.

"Комсомолка" начинает серию статей о том, как нас могут обмануть при продаже товаров или услуг. И наша первая публикация - о том, как можно испортить себе отдых, обратившись к нечистым на руку посредникам или не ознакомившись с правилами проживания в отелях. Итак, представляем вам шесть способов обмана туристов, с которыми можно столкнуться. 

Способ 1: Продать дорогой тур под видом "горящего" 

Словосочетание "горящая путевка" вызывает у наших соотечественников сладостный трепет. В свое время это была возможность уехать на отдых за смешные деньги. Однако сейчас ситуация изменилась.

- Последние два года рассчитывать на резкое снижение цен можно было только в каких-то форс-мажорных ситуациях, - рассказала нам специалист одной из турфирм Ирина Смешко. - Например, когда в Египте была революция, можно было купить тур чуть ли не вдвое дешевле. Недорогие путевки были в Таиланд, когда там случилось наводнение.

Специалист объясняет это тем, что тур­операторы пытаются заполнить полупустые чартеры. В остальных же случаях им проще планировать количество туристов, и цены колеблются не так существенно. 

Иногда под видом "горящих туров" путешественникам пытаются подсунуть обычные путевки, только дороже. 

- За неделю до Нового года в продаже остались только дорогие туры, но многие наши коллеги обзванивали клиентов и предлагали их как горящие, хотя там были цены в полтора раза выше, чем при покупке такой же путевки за месяц до этого, - продолжает специалист.

Совет "КП": Лучше планировать путешествие заранее и не рассчитывать на снижение цен во время массового отъезда граждан. 

Способ 2: Показать не те фотографии 

Этот вариант является, пожалуй, самым некорректным. При выборе тура вам показывают фотографии гостиницы классом выше, а на самом деле поселяют в отель, совершенно не похожий на тот, что был на картинках.

- Сейчас, когда подавляющее большинство туристов умеют пользоваться Интернетом, так обманывать становится труднее, - говорит специалист. - Однако некоторые туристы сталкиваются с тем, что при покупке отеля на второй линии им показывают отель на первой линии, в котором они будут только купаться. 

Бывает, в турфирме умалчивают о том, что в данный момент на территории отеля идет ремонт. Или, по некомпетентности, предоставляют устаревшую информацию. 

- Некоторые гостиницы после смены хозяев меняют свою политику в отношении туристов, - продолжает Ирина Смешко. - Продавец должен об этом знать, хотя туристам он не всегда сообщает. 

Совет "КП": Изучайте отзывы туристов на сайтах. Проанализировав их, можно составить более или менее объективное мнение о гостинице. 

Способ 3: Ввести дополнительные штрафные санкции 

Этот вариант используется нечистыми на руку бизнесменами, если вы бронируете индивидуальные туры, например, в Европу. 

- Мы решили поехать в Италию всей семьей и сделать визы через турфирму, - рассказала киевлянка Ольга. - Нам сказали, что для этого нужно зарезервировать отели. Мы отдали им деньги. После того как нам помогли оформить визы, у нас изменились семейные обстоятельства, и поездка сорвалась. Мы попытались вернуть деньги за гостиницы, но в турфирме нам отказали, мотивируя это тем, что заказ был сделан без возможности отмены бронировки. Однако на словах нам перед этим говорили, что даты можно переносить или отменять.

Естественно, несостоявшаяся туристка заподозрила, что агентство ее обмануло, аннулировало заказ, а деньги оставило себе. 

Совет "КП": Заказывайте отели через системы интернет-бронирования самостоятельно. 

Способ 4: Экскурсии втридорога 

Как только вы приезжаете в отель, вам устраивают встречу с представителем туроператора, который начнет предлагать экскурсии втридорога. Если же вы начнете отказываться, то вам скажут, что вы не имеете права на покупку тех же услуг у других компаний. 

- Самый часто встречающийся аргумент, который приводят представители туроператоров, что в таком случае ваша страховка перестанет действовать, - говорит специалист. - Чтобы убедиться в обратном, достаточно прочитать полис. Вам могут рассказать о дополнительной страховке, но показать этот дополнительный документ никто не сможет. Вы услышите, что у туроператоров более комфортабельные автобусы. Это может быть правдой лишь в случае, если вы покупаете экскурсию совсем уж в какой-то захудалой компании. 

Бывают случаи, когда туристические компании берут больше и при поездках в Европу. Часто за обзорные экскурсии по городу с вас могут взять 25-30 евро. При этом не в сезон можно купить дневной билет на стандартный туристический автобус, который курсирует по кольцу с остановками во всех знаковых местах, за 15-17 евро. И часто такая покупка дает скидки при покупке билетов в музей или парк развлечений. 

- Некоторые компании таким образом пытаются привлечь больше клиентов, - говорит специалист. - Они пишут, что тур стоит 200 евро, при этом о дополнительных расходах в виде двух обязательных экскурсий по 25 евро турист узнает позже, когда у него уже нет времени искать что-то дешевле. В итоге цена путевки вырастает на четверть. 

Совет "КП": Выясняйте, какие услуги вам придется оплачивать дополнительно, и не покупайте дорогие экскурсии в отелях. 

Если вы упадете с верблюда, страховку вам дожны выплатить. А вот любителям дайвинга лучше подстраховаться дополнительно. 

Способ 5: Маленькие хитрости больших отелей 

Большинство наших сограждан привыкли отдыхать по системе "все включено" и поэтому попадаются на уловки европейских отелей. 

- Чаще всего то, что у вас стоит в мини-баре, не входит в стоимость номера, - говорит Ирина Смешко. - С вас могут взять деньги даже за пакетик кофе, который лежит в номере. В телевизоре могут быть платные "взрослые каналы". 

Даже стоимость услуг телефонной связи стоит узнавать заранее, особенно в азиатских странах. Автор этой статьи, будучи в командировке в Туркменистане, где не поддерживается роуминг иностранных мобильных операторов, был свидетелем того, как за 5 телефонных звонков за границу с моего коллеги потребовали при выезде около 150 долларов. 

Совет "КП": Узнайте у портье, какие услуги входят в стоимость номера, а какие нет, а также их стоимость. 

Способ 6: Медицинские услуги не для всех 

Чаще всего медицинская страховка уже входит в стоимость купленной вами путевки. При этом для вас она обойдется раза в два дороже, нежели непосредственно в страховой компании. Если у вас есть желание сэкономить дополнительно несколько долларов, то вы можете попробовать оформить ее самостоятельно.

- Лучше оформлять полис самостоятельно, - говорит Ирина Смешко. - Во-первых, можно обратиться к надежной компании, а во-вторых, за те же деньги получить расширенный перечень доступных услуг. Например, возможность визита третьих лиц в случае пребывания в стационаре более 10 дней, досрочное возвращение в случае смерти близких родственников, на эвакуацию детей или оплату юридических услуг.

Чтобы не получить отказ в выплате при занятиях дайвингом, лучше об этом предупредить страховщика. Тогда вам придется заплатить дороже, но будете спать спокойно. 

С другой стороны, не стоит переплачивать, если вы собираетесь посетить несколько экстремальных экскурсий. Например, падение с верблюда будет классифицировано как несчастный случай и никаких дополнительных страховых условий не требует. 

- Если вы упали и подозреваете перелом, то не стоит лечиться алкоголем, - говорит специалист. - Бывали случаи, когда в таких случаях туристам отказывали в выплатах. По правилам, если в момент страхового случая турист был пьян или под воздействием наркотиков, в выплате могут отказать.

Совет "КП": Покупайте полис самостоятельно в проверенной страховой компании. 

Фото Олега РУКАВИЦЫНА.