Петр Мамонов: "Грудь чужой женщины меня не интересует"

"КП" поговорила с артистом о Мэрилин Монро, системе Станиславского и юродстве

Петр Мамонов Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Для начала — небольшая предыстория. Автор этих строк разговаривал сПетром Мамоновым несколько раз. Это были очень разные интервью по совершенно разным поводам. Объединяло их одно — в какой-то момент в глазах Мамонова появлялся пугающий блеск, он оскаливал редкие зубы и превращался в какого-то другого человека. Тут начинался театр одного актера. Задавать вопросы было уже бессмысленно, он на них никак не реагировал. С менторскими интонациями он в сотый раз рассказывал о своей вере, о том, почему аборты — это очень плохо, а посещение церкви по воскресеньям — хорошо. Так как монолог Мамонова обычно начинался минуте на пятой-шестой, все интервью были загублены на корню. На творческий вечер Мамонова, прошедший в кинотеатре "Художественный", я шел, примерно представляя, что все это закончится примерно тем же самым. Только в 12-м часу ночи, докуривая вторую пачку сигарет и допивая шестую чашу кофе, я поймал себя на мысли, что в этот раз Мамонов настроен на совершенно друой лад. Передо мной сидел уставший от трехчасового общения с публикой человек, который с иронией и легкой грустью рассказывал о себе и своей жизни. Как будто кто-то щелкнул переключателем и наконец-то выключил опцию эпатажной игры на публику. И тут вдруг выяснилось, что Мамонову и без этой опции есть что сказать.

"МЕНЯ НЕ ВОЛНУЕТ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПОСТЕЛИ У ДРУГИХ"

- Сейчас все подводят итоги года — лучшие фильмы, лучшие песни. Вы какие-то зарубки для себя сделали?

- Меня тоже пытались привлечь к этому процессу подведения итогов. Прислали мне пару недель назад несколько дисков с фильмами. Я же академик этого, как его, "Золотого орла". Дорос, что называется. Ну а чего, пора, не мальчик уже (Смеется). И я, значит, честно попытался посмотреть несколько фильмов. Очень плохое впечатление — серость снимает про серость. Что-то там про свиней, баба какая-то молчит все время, мужик мутный ходит, затем за каким-то хреном этот мужик на охоту отправляется (Мамонов, видимо, говорит о фильме Бакура Бакурадзе "Охотник", участвовавшей в этом году в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля —Ред.) - ну это что-то невозможное просто. И это еще то, что я выдержал минут 20, остальное еще раньше выключил.

- То есть по-вашему все разговоры о том, что в этом году вышло довольно большое количество приличных российских фильмов — это самообман?

- Ну я же не все видел. Может быть, что-то пропустил. Но вообще я вам так скажу — вряд ли приличных картин у нас в этом году случилось много. Да и не только у нас. Я ведь большой поклонник кино, у меня дома стоит шкаф, до отказа набитый дисками. Там очень разные фильмы, в основном зарубежные, конечно. И я на протяжении многих лет вечером смотрю по одному фильму. Эти диски у меня отсортированы особым образом — первый просмотр, второй просмотр, третий... И так случилось, что все фильмы для многократного просмотра были сняты до 1962 года. Все, что вышло после, меня смотреть совершенно не тянет.

- Что же не так с фильмами, снятыми позднее?

- Не знаю, это сложно сформулировать. Время, наверное, настало другое. Актрисульки стали груди свои показывать опять же. А мне неинтересно, какая там грудь у чужой женщины и каким образом она проводит ночь с каким-то мужчиной. Меня все это сейчас совершенно не волнует. Единственная спальня, которая меня интересует — моя собственная. И, соответственно, то, что происходит в этой спальне между мной и моей любимой женщиной. (Задумывается) Знаете, я недавно думал над тем, какая же актриса мне нравится. И так ни одной и не смог назвать.

- Нравится — в смысле, как женщина?

- И как женщина тоже, но в основном с точки зрения актерского мастерства. Я наблюдал за артистками, которых считают величайшими, и ни одна из них не смогла продемонстрировать мне то, чего я бы не умел. А потом я понял, что мужчины и женщины совершенно по-разному существуют в кадре. Актрисы, которые запоминаются — те, которые играют самих себя. Ну или выдуманный образ самих себя. Мэрилин Монро — самый яркий пример.У мужчин все по-другому. Система Станиславского по отношению к мужчинам — полная ерунда. По-настоящему хороший актер никогда не играет себя в предлагаемых обстоятельствах. Мой любимый артист Жан Габен одним жестом, одной походкой мог показать, что он в кадре перевоплощается в своего героя, а не ищет в своем нутре какие-то похожие эмоции.

"ВОЗВРАЩАЮСЬ ИЗ ЦЕРКВИ И НАЧИНАЮ ССОРИТЬСЯ С ЖЕНОЙ"

- Но вот как раз вас упрекают в том, что на экране вы играет самого себя.

- Это неправда. Другое дело, что в последние несколько лет я соглашаюсь только на те роли, которые не противоречат моему мировоззрению. Но это разные вещи. Задачу я себя ставлю стать на время своим персонажем. Конечно, я никогда не знаю, чем все это закончится. В "Острове" Лунгина, например, все получилось. Но монах из "Острова" - разве это я сам?

Мамонов чаще всего в образе - и на сцене, и в жизни. Но иногда все же предстает перед журналистами не актером с пылающими глазами, а обычным, ироничным человеком.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Во всяком случае зритель не видит большой разницы между вашим персонажем в этом фильме и вами. Да и разве вы сами не делаете все для того, чтобы эту разницу нивелировать?

- Я слышал, конечно, что обо мне как о юродивом говорят. Ерунда все это. Просто иногда я артиста включаю и вне съемочной площадки. Не надо только считать меня лицемером. Все, что я говорю о Боге, религии, своем отношении к абортам — это действительно мои убеждения. Я человек воцерковленный, борюсь со своими пороками. Мне нравится, что ко мне прислушиваются, часто спрашивают про веру. Но я обычный человек. Часто возвращаюсь из церкви домой и начинаю ссориться с женой. "Что ж ты из храма злой как черт вернулся?" - спрашивает она меня. А я ей говорю: "Оля, спасение — это процесс, а не результат".

- Раз уж о речь зашла от пороках. Многих изумляет метаморфоза, произошедшая с вами — был алкоголик Мамонов из "Звуков Му", а потом он превратился в главного праведника и сторонника трезвости российского экрана.

- Не надо называть меня праведником. Я же говорю: спасение — это процесс. Когда ко мне подходит сосед и предлагает выпить немного кагора в честь светлого праздника, я иногда могу и не устоять. И, бывает, выпью этого кагора столько, что наутро голова как будка. Хорошо, что возраст у меня уже солидный — такое все-таки нечасто происходит. А вообще про алкоголь и наркотики я в какой-то момент понял одну очень простую вещь. Вся эта дрянь существует только для того, чтобы не впустить в себя Бога. После этого отказаться от этих пороков стало гораздо проще.

"ГРОЗНОМУ ИЗ "ЦАРЯ" ЛУНГИНА НЕТ НИКАКОГО ОПРАВДАНИЯ"

- Вы как-то сказали, что отказываетесь от отрицательных ролей, хотя очевидно, что вы — идеальный экранный злодей. Решение окончательное?

- Меня неправильно поняли. Я не отказываюсь от ролей негодяев и злодеев. Просто мне важно, чтобы зло в фильме было показано соответствующим образом. Чтобы не было упоения злодейством. Чтобы отрицательный герой не вызывал симпатии. Вот, например, в "Царе" я сыграл настоящего негодяя — Ивана Грозного. Намерения были наилучшие, однако убедительно не получилось ни у меня, ни у Лунгина. Но с точки зрения этики эта роль безупречна. В ней моему персонажу нет никакого оправдания, он сумасшедший тиран. И никаких других трактовок здесь быть не может. Ну а то, что я отказываюсь играть положительных киллеров... Все-таки нельзя забывать о том, что часть зрителей может взять дурной пример из фильма на вооружение. Это ответственность, о которой я никогда не забываю.

Мамонов не очень доволен тем, как сыграл Ивана Грозного. Но в одном он уверен: с точки зрения этики показал его безупречно.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Интересно получается — мы с вами разговаривали дважды с промежутком в месяц в момент, когда "Царь" выходил в прокат. И вы не могли определиться, нравится вам фильм и ваша роль, или нет.

- Ну да, человек изменчив, и я не исключение. Я вам такую историю расскажу. Решил как-то вечером посмотреть фильм одного знаменитого советского режиссера. Вот все у него видел, а этот фильм умудрился пропустить. И вот, значит, я вставляю диск в плеер и весь фильм вытираю слезы. Думаю — ну надо же, шедевр. Весь следующий день рассказываю жене, какую прекрасную картину посмотрел. Вечером садимся с ней вместе на диван и я снова ставлю диск с этим фильмом. И в следующие полтора часа мне страшно неловко — я смотрю и вижу пафосную фальшь. И что я вчера здесь такого увидел? Весь этот "Ленком" сил нет никаких досматривать. Ну я досмотрел все же, поставил пластинку Чака Берри и все-таки словил свой кайф в тот вечер. Вот насчет Берри у меня мнение всегда одинаковое — он гений.

ПЯТЬ ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ С МАМОНОВЫМ:

"Игла"

"Такси-блюз"

"Остров"

"Царь"

"Шапито-шоу"