Какие тайны скрывают личные водители министерских боссов

"Комсомолка" узнала, хранителем каких тайн являются личные шоферы милицейских боссов. По словам нашего собеседника, правило "Люби водителя своего" действовало в МВД многие годы и никого не беспокоило.

Бывший главный милиционер страны был чрезмерно щедр к личному водителю, за что сейчас и расплачивается. Фото УНИАН.

Сегодня в Печерском суде Киева должен возобновиться судебный процесс против экс-министра МВД Юрия Луценко. Сам он неоднократно выражал свое мнение по поводу уголовного преследования. А вот человек, который формально подвел Луценко под статью, водитель экс-министра Леонид Приступлюк - не проронил ни слова.

В какие тайны может быть посвящен Приступлюк, "Комсомолке" рассказал его коллега, который много лет возил генералов МВД. 

С БОССОМ ПРИШЕЛ, С НИМ И УШЕЛ

- Отблагодарить человека, который высокого чина возит, нормальное дело! - уверен Сергей, пять лет проработавший водителем в системе МВД. - К водителям особый подход хотя бы потому, что они волей-неволей становятся свидетелями переговоров, рабочих и даже очень личных встреч своего начальника. С водителем невыгодно ссориться, его надо всячески поощрять и продвигать. Таков негласный закон! 

По словам нашего собеседника, правило "Люби водителя своего" действовало в МВД многие годы и никого не беспокоило. Водителей назначали на хорошо оплачиваемые должности - а это не ниже старшего опера или следака, их повышали в звании, давали премии. В свои 47 лет Леонид Приступлюк, пришедший вслед за Луценко в МВД, преуспел в этом больше всех. С "гражданки" он прыгнул прямо в чин капитана, за два года стал подполковником, получил квартиру, пенсию в 6 тысяч гривен и массу милицейских наград. Как известно, это и вменяют в вину экс-министру, подсчитав, что только благосклонность к водителю обошлась государству в 130000 гривен.

Когда в 2010-м разразился скандал, Анатолий Могилев, занимавший кресло главы МВД, перевел всех водителей с оперативной работы в хозчасть. Большинство потеряли значительную часть заработка, некоторые ушли из силового ведомства, другие стали подыскивать новую работу. А некоторые остались. Потому что уверены: ничего, по сути, не изменится и шефы найдут возможность остаться благодарными за ненормированный рабочий день, преданность и - самое главное - умение держать рот на замке. 

- Именно потому, что шофер - хранитель тайн генерала, с ротацией кадров в верхушке МВД постоянно обновляется и штат водителей. Зачастую с министром уходят его заместители, начальники управлений, а новоназначенные приводят своих водил. Вот такой круговорот, - объясняет нам Сергей. - Сам двух генералов пережил, знаю, что почем. Между водителями в МВД даже есть своя иерархия. Генеральские практически не общаются с водителями полковников. На особом счету шоферы замминистров, а о личном водителе министра вообще говорить нечего, он на особом положении, держится особняком. Я и сам, честно признаться, мечтал возить министра. 

И В СЛУЖБУ, И В ДРУЖБУ

Стать водителем министра, одного из его замов или начальника управления - это все равно что сорвать в лотерее джекпот. Главную роль играют рекомендации. 

- Я пришел устраиваться на работу в МВД в 2001 году по блату, - честно признается наш собеседник. - В министерстве работал мой дядя, он меня и подтянул. Зарплату дали, как сейчас помню, 600 гривен - приблизительно такую, как у оперативника без выслуги лет. Это считалось большой удачей, ведь я пришел после армии старшим сержантом и никакого отношения к милиции не имел. Но меня зачислили в штат управления, начальника которого я возил, на правах человека с высшим образованием. 

Сергей признается, что его главным образом подкупили добротный служебный автомобиль, неограниченное количество горючего, министерские номера на авто, гарантирующие "зеленый свет" на дорогах, и возможность пользоваться этими благами в своих интересах - когда отпускает шеф.  

- Самый сложный период - это адаптация и изучение привычек начальника, - делится Сергей. - Первый мой босс был нелюдим и строг, все держал в себе. Я при нем чихнуть лишний раз боялся. Никаких задушевных разговоров не вел. Маршрут был однообразный: дом - работа, работа - дом, ну еще поездки в регионы. Мне приходилось ходить по струнке. Но это длилось не больше года. Строгий начальник ушел на пенсию, и я перешел к весельчаку. 

На этот раз Сергею пришлось сидеть в машине допоздна - новый шеф любил задерживаться на "совещаниях" за рюмкой водки, а также посещать рестораны и сауны со всеми вытекающими последствиями. Сергею приходилось не только доставлять "тело" домой, но и обеспечивать перед женой алиби. 

- А сколько раз шеф вел в машине переговоры, не предназначенные для ушей подчиненных или начальства! - восклицает Сергей. - У него же тоже свои интересы, в том числе финансовые. 

За молчание и преданность генерал снабжал водителя дарами, которые ему везли со всей Украины: от колбасок высшего сорта до дорогих коньяков. Сергею повысили зарплату и помогли поступить на заочное отделение в Академию внутренних дел. 

- Если есть возможность воспользоваться определенными привилегиями и льготами, почему мы должны от этого отказываться?! - спрашивает Сергей. - Я знаю, что никто из водителей никогда не отказывался от помощи своих шефов. Многие устроили детей на учебу с последующим трудоустройством в системе МВД на неплохие должности, смогли получить либо приобрести по льготной цене жилье в столице или пригороде. Ведь каждый нормальный руководитель старается помочь своему подчиненному. И чем значимее должность шефа, тем больше благодарность. 

Сергей с нежностью вспоминает своего бывшего шефа. Говорит, что перенял у него умение договариваться с людьми, находить выгодные для себя компромиссы. Если бы и этот начальник не ушел на пенсию, он бы крутил и крутил баранку с ним плечо в плечо.

- Я понимаю, почему Приступлюк не хочет рассказывать о своей работе, - резюмирует Сергей. - Во-первых, боится сболтнуть лишнего, во-вторых, знает, что говорливость может стоить ему будущего. Как бы все ни окончилось, он верит, что все равно останется "приближенным Луценко" и окружение экс-министра не даст ему пропасть.  

Напомним, что Леонид Приступлюк, уроженец села Корысть Ровенской области, попал к Луценко не случайно. Вместе с Юрием Витальевичем он работал на радиозаводе в Ровно, а потом устроился на фирму его брата Сергея. Когда Луценко получил пост министра МВД, он забрал Приступлюка к себе в столицу как проверенного и преданного семье человека.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

- Если долгое время работаешь с человеком бок о бок, со временем между вами уже нет никаких тайн, а это уже чревато последствиями, - говорит психолог Валерий Степаненков. - Руководитель ведомства очень быстро привыкает к личному водителю и в его присутствии бывает слишком откровенным. Даже если  при приеме на работу водитель подписал документ о неразглашении всего услышанного, нет гарантии, что он удержит секреты в себе. Поэтому руководители и стараются всеми возможными способами поощрять личных водителей, продвигать их по службе. Такая традиция пришла из СССР, и я не уверен, что даже после показательных судебных процессов чиновники откажутся от старой практики. 

ДЕНЕЖКИ 

Ежемесячный официальный оклад водителя министра, чиновников мэрии и облгосадминистраций - около 3000 гривен. По данным источника "КП", еще столько же, а то и больше доплачивается в конверте из так называемого "резервного фонда". 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ 

Личный шофер самого богатого человека Украины Рината Ахметова - Владимир Мальцев - в 2007 году стал вместе с шефом депутатом Верховной Рады. В списке кандидатов в парламентарии от партии ПР он значился под номером 66. 

***

Нынешний глава МВД Валерий Захарченко начинал карьеру в милиции с должности милиционера-водителя отдела вневедомственной охраны при Октябрьском райисполкоме в Риге. 

***

Водитель бывшего главы Госфинуслуг Василия Волги, который сейчас находится под арестом вместе с экс-шефом, числился главным специалистом одного из отделов ведомства без соответствующего образования.