Бывший жилец квартиры, где "жил" Женя Лукашин: "После каждого показа "Иронии судьбы..." нам несли мешки писем для Андрея Мягкова"

Поклонницы считали, что популярный актер и на самом деле живет по адресу из фильма

Когда семья Бородулиных переехала на 3-ю улицу Строителей, Ростислав Романович ходил в шестой класс.

"ДЕВУШКИ ВКЛАДЫВАЛИ В КОНВЕРТЫ СВОИ ФОТО"

Несколько дней назад мы написали о доме в Москве, адрес которого мы вот уже 35 лет слышим из уст героев легендарного фильма "Ирония судьбы, или С легким паром": "3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12". По сюжету, здесь жили киношные Женя Лукашин и Надя Шевелева (снимался фильм в другом месте, в домах 113 и 125 на проспекте Вернадского). Правда, с 1963 года улица носит имя Марии Ульяновой, а "тот самый" дом вскоре должны пустить под снос. После публикации с нами связался москвич Ростислав Бородулин: "Я жил в этой квартире до 74-го года и многое помню..."

Ростислав Романович - кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института химической физики РАН, а в 1959-м, когда его семья въезжала в хрущевку на 3-й улице Строителей, он учился в шестом классе.

- В 74-м я от родителей съехал, но часто бывал у них, - рассказывает Бородулин. - Улицу хоть и переименовали, но все местные жители продолжали ее еще лет десять упорно называть 3-й улицей Строителей. Когда 1 января 1976 года фильм показали первый раз и Женя с Надей из фильма спорили, демонстрируя друг другу паспорта с пропиской, я подумал, что ослышался. Ну не могли же в кино наш адрес называть! Через два месяца фильм по просьбам трудящихся показали по телевидению еще раз, мы все собрались специально, чтобы проверить, не была ли это слуховая галлюцинация. Вот тут-то и началось... Каждый день из ящика выгребали десятки писем со всего Союза (за зиму их набиралось несколько сотен), потом у подъезда появились девушки, почему-то решившие, что в этом доме живет сам Андрей Мягков. Впрочем, девушки достаточно скоро исчезли, а поток писем и новогодних открыток - нет. Я полагаю, что на почте, получая корреспонденцию на уже несуществующий адрес, просто переправляли эти письма на бывшую 3-ю улицу Строителей.

- Так кому писали-то?

- В основном Андрею Мягкову. Писали женщины, естественно. Многие даже свои фото вкладывали. Восхищались. Кстати, некоторые почему-то считали, что и песни к фильму сам Мягков написал, всерьез спрашивали, где можно раздобыть его записи. Жалею, что ни одно из писем не сохранилось. Много писали Эльдару Рязанову, благодарили за фильм. Но примерно каждое десятое письмо к "Иронии судьбы..." не имело никакого отношения, какие-то городские сумасшедшие делились своими горестями и проблемами...

ПОЧТУ - НА ПОМОЙКУ?

По словам Ростислава Романовича, его родители какое-то время пытались связаться с "Мосфильмом", попросить, чтобы эти письма кто-то забирал, но тщетно.

- Время такое было, что и контактов нужных людей не найти просто так. Мешки писем Мягкову лежали у нас, а где отыскать обычным людям популярного актера? В общем, в какой-то момент родители решили все эти письма просто выбрасывать. Наша 12-я квартира - маленькая, однокомнатная, 20 метров жилой площади. Хранить эти письма не было никакой возможности...

Квартира № 12 (в кружке) находится на самом деле на третьем этаже, а не на четвертом, как было в известном фильме.

Поток писем поклонников фильма сошел на нет уже в 80-х. Возможно, естественным образом спал ажиотаж вокруг народного фильма. Или просто в адресных базах почты давно переименованная 3-я улица Строителей окончательно затерялась...

- Признаться, я как зритель считаю, что "Ирония судьбы..." - фильм на один раз, - говорит Ростислав Бородулин. - Мне кажется, успех этой картины - в блестящем актерском составе. Да, фильм очень хороший, но смотреть его каждый год я бы не смог...

И тем не менее мы все понимаем: в нынешний праздник у нас в домах снова будет ярко украшенная елка, на столах истомятся в ожидании боя курантов шампанское, мандарины и салат оливье. И - неизменная "Ирония судьбы..." по телику, любимая многими поколениями. Иначе это будет уже совсем не Россия.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Московский врач Евгений ЛУКАШИН: "31 декабря веду себя осторожно, чтобы случайно не проснуться в Питере"

"Комсомолка" разыскала полного тезку героя знаменитого фильма.

Врач Евгений Лукашин сразу предупредил: "Давайте обойдемся без моих фото, не делайте из меня звезду". Но побеседовать все-таки не отказался.

- Тесных личных отношений с девушками по имени Надя у меня никогда не было. И с Ипполитами я не знаком, - перечисляет несовпадения с известным фильмом 41-летний москвич, но тут же приободряется: - С другой стороны: врач, собираюсь перед Новым годом сходить с друзьями в баню, на самолетах летаю часто, Питер люблю, заливную рыбу - нет, скромный, но иногда чересчур наглею. В принципе пью редко, как и герой "Иронии судьбы...", так что в бане друзья "накачать" меня до беспамятства при желании очень даже запросто смогут.

В отличие от Лукашина из фильма Евгений - не хирург, занимается диагностикой в одной из столичных больниц. И пока одинок.

- Вы знаете, ведь я и на самом деле 31 декабря подсознательно, что ли, невольно веду себя несколько настороженно, опасаясь, что можно неожиданно проснуться в Питере...

Что касается фильма, то в семье Лукашиных его любят.

- Кино-то позитивное! - говорит Евгений. - И очень русский такой сюжет получился. Не все же могут в бане напиться и улететь в незнакомый город к незнакомой даме без цветов и подарков в невменяемом состоянии. Ничего делать не надо! Немного водки, и все само наладится: и праздник удался, и приключение, и путешествие, и любовь - без мучительных переживаний, долгих ухаживаний, цветов, подарков, театров. В общем, настоящая новогодняя сказка...

КСТАТИ

Как подсчитала компания "Инком-Недвижимость", киношная квартира героя всех интеллигентов 70-х Жени Лукашина стоила бы сейчас 10,3 млн. руб. Лукашин по сюжету фильма жил в районе Черемушки, в двушке площадью 32 метра.

А якобы точно такая же квартира Нади Шевелевой в Ленинграде, куда заявился пьяный герой, на самом деле дешевле, всего 5 млн. руб.

Эта двукратная разница в цене разрушает главный миф фильма - стандартность жизни, потеря различий и полная нивелировка.

Евгений АРСЮХИН