Краденые тачки: Как украинцу не попасть на крючок серых дилеров

Недавний скандал, который разбушевался в Министерстве юстиции Украины, показал всей стране, что профессиональные жулики способны надуть даже стражей закона.

Угнать автомобиль несложно, а вот перегнать его через границу и легализовать проблематично, вот воры и используют связи в верхах.

Нардеп Валерий Коновалюк заявил, что служебный автомобиль министра юстиции Александра Лавриновича Mercedes Benz GL420 краденый - был угнан год назад в Германии. После его перегнали в Украину и решением ужгородского суда передали в пользу государства.

Неужели сам министр юстиции не знал, на какой машине ездит? И сколько еще подобных иномарок находится в гаражах представителей власти и обычных людей? "КП" выяснила схемы, по которым в Украине легализуют краденые авто.

ТАЧКА ИЗ ГЕРМАНИИ, БЕЗ ПРОБЕГА ПО СНГ! 

Такие объявления очень популярны. За небольшие деньги можно купить солидную машину, которая колесила по идеальным европейским дорогам и заправлялась качественным топливом. Но часто ли мы задумываемся, какое прошлое имеют пригнанные из-за рубежа автомобили? Кто был первым хозяином?  Почему решил избавиться от своей машины? 

Количество авто с темным прошлым в нашей стране с каждым годом растет. Раньше уберечь себя от неприятностей можно было, обратившись в МРЭО, - автомобиль там проверяли по базам Интерпола. Сегодня такие схемы помогают не всегда, потому что мошенники научились превращать легальные машины в ворованные уже после продажи.

- Эта схема не нова, начала действовать в начале 2000 года, - рассказывает юрист Николай Лукаш. - На первый взгляд все просто. В Германии высматривается хорошая машина, которую покупают и регистрируют на гражданина Германии. Авто легально приезжает в Украину. Дальше машину ставят на нужную штрафплощадку ГАИ, снимают с нее номера и ждут. Через месяц по запросу авто конфискует суд в пользу государства как бесхозное. Затем его продают на аукционе за копейки. И аукцион этот выигрывают обычно именно те люди, которые пригоняют авто в Украину. Почему? - вопрос к милиции. Они затем продают автомобиль, и уже новый человек становится его полноправным владельцем. 

Воры научились перебивать номера кузова так, что без экспертов МРЭО не отличишь.

Дальше в игру вступает фактический хозяин из Германии.

- Когда машину продают в Украине, немецкий владелец обращается в полицию с заявлением об угоне. При этом получает страховку в полном объеме, - продолжает Николай Лукаш. - С этого момента украинский автолюбитель может потерять свою машину. Для этого нужно попасть в ДТП, нарушить правила или же перепродать авто. Если ГАИ обнаружит, что автомобиль находится в базе Интерпола, его могут конфисковать через суд и передать немецкой страховой компании, которая выплачивала страховку.

Специалисты утверждают: по такой схеме в нашу страну уже попали тысячи престижных иномарок. Это как ворованные машины, так и кредитные и даже прокатные. Кататься на них можно до тех пор, пока владелец не обратится в полицию. Именно так угодил на удочку серых дилеров и министр юстиции, который сейчас готовится передать свой Mercedes обратно в Германию.

ПЕРЕБИТЬ НОМЕР И ПРОДАТЬ

Технология исправления номеров кузова и агрегатов известна еще с начала 90-х, но подобные схемы популярны и сейчас. Номера заливают серной кислотой, стирают напильником, исправляют лазером и даже вваривают из другого автомобиля. 

- Коррекция номера по-прежнему остается самым популярным способом для вывода авто из базы Интерпола, - рассказывает автомобильный эксперт при МРЭО Алексей Богдан. -  Как правило, спецы перебивают не весь номер, а несколько цифр. Например, тройку легко переправить на девятку, единицу - на семерку, девятку - на восьмерку. Затем под новый номер подделывают техпаспорт, и машина уже не в угоне. Но опытный эксперт может раскусить даже филигранную работу. Как правило, номера перебивают, не задумываясь, что каждый символ несет в себе значение. Это своего рода код автомобиля. К примеру, если машина идет с завода с люком, на определенном месте должна стоять, скажем, единица. Если эксперт видит там семерку, а люк в машине есть, значит, есть повод для беспокойства. 

Даже министр юстиции Александр Лавринович стал жертвой мошеннической схемы. 

Но, по словам эксперта, нередко встречаются случаи, когда номер не перебивается, а вваривается с другого автомобиля. Такую подделку обнаружить крайне сложно.

- Дельцы покупают разбитую, идентичную ворованной машину, вырезают из нее часть кузова с номером и вваривают в краденое авто. После такой процедуры проблемная машина обретает новую, чистую биографию, - рассказывает Алексей. - Такие переделки сложно выявить даже на сверке номеров в МРЭО. Иногда, чтобы докопаться до истины, приходится разобрать полмашины. Ведь чтобы запутать следы, порой умельцы отрезают у авто весь передок и приваривают новый. Если в МРЭО обращается человек с просьбой тщательно проверить машину, эксперт может обработать швы и  номер специальным раствором. Этот раствор покажет, было ли вмешательство. Также проводится анализ лакокрасочного покрытия, ведь вваренный элемент всегда перекрашивается. Если у специалиста будут подозрения, от покупки нужно отказаться.

МАШИНА-ДВОЙНИК

Пожалуй, самой сложной и опасной схемой для угонщиков является поиск автомобиля-двойника. Применяется она для автомобилей класса элит, которые угоняют под чей-то заказ.

- Опасность для угонщиков в том, что они переправляют машину, только что объявленную в розыск. Чтобы не усадить на хвост полицию, нужно все делать грамотно, без права на ошибку, - рассказывает экс-сотрудник ГАИ Дмитрий Гомон. - Возьмем простой пример. Заказчика интересует конкретный синий "Бентли 2010", который катается в Германии. Украсть и перегнать его через границу сложно. Поэтому угонщики начинают искать такую же машину в украинских базах ГАИ. Находят, переписывают все данные хозяина, номера кузова и госномер. Затем изготавливают дубликат техпаспорта, номерных знаков и отправляются в Германию.

Дальше дело техники. После угона на машину вешают украинские номера и спокойно едут на родину. Даже если пограничники захотят сверить данные техпаспорта с базой авто, никаких подозрений не будет. Такая машина найдется.

- Если вас вдруг тормознули гаишники с претензией, что ваш автомобиль был замечен, скажем, в разбойном нападении где-нибудь в Словакии, но при этом вы уверены, что за границу не выезжали, скорее всего, у вашего автомобиля есть двойник.

"Бентли" министра экологии Николая Злочевского оказался в центре скандала. 

В аналогичную ситуацию прошлым летом угодил и министр экологии Николай Злочевский. 

СМИ раструбили на весь мир, что на сербско-венгерской границе был задержан Bentley, который принадлежал знаменитому футболисту Самуэлю Это. Самое интересное, что на машине стояли украинские номера от Bentley министра экологии Николая Злочевского. Чтобы утихомирить скандал, министру даже пришлось пригласить к себе журналистов и показать им свой Bentley в гараже.

Фото Thinkstock, Людмилы МАРЧУК, Артема ПАСТУХА. 

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Николай ЛУКЬЯНЕНКО:

- К сожалению, если человек уже стал обладателем сомнительного автомобиля, доказать что-то будет очень сложно. Разве что можно подать в суд на старого владельца, если вы его найдете. Кроме того, если выяснится, что на вашей машине висит кредит, не стоит удивляться, если суд заставит вас его погасить. Такие случаи уже были. 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА 

Вы не рискуете при покупке автомобиля только в том случае, если приобретаете новый, у официального дилера. Но в ГАИ знают, как хотя бы немного минимизировать риск. 

- Не покупайте автомобиль по доверенности. Если вы решили купить авто на рынке, такое авто нужно обязательно снять с учета и переоформить на себя, - советуют в ГАИ. - Не поленитесь проверить машину в МРЭО, чтобы на нее посмотрел эксперт и сверил номера кузова с агрегатами. Если машина ворованная, после предложения проехать в МРЭО продавец сам найдет причины, чтобы машину вам не продавать.