На дежурстве сотрудники ППС обсуждают киллеров, непристойности Аркадии и женщин

В профессиональный праздник – День милиции – "КП" отправилась в рейд с инспекторами патрульной службы.

Патрульные свою работу любят

Мы хотели узнать, как охраняется правопорядок, когда большинство граждан мирно почивают в своих постелях, а главное – о чем говорят мужчины в форме.
 
Рейд по барам
 
Нас распределили в автопатруль пятой роты полка патрульной службы, и корреспондент отправилась дежурить вместе с командиром роты капитаном милиции Сергеем Мунтяном и двумя инспекторами – Андреем и Александром. Перед началом смены патрульным выдали оружие и провели инструктаж – раздали текущие ориентировки на предполагаемых преступников и людей в розыске, а кого-то послали по конкретным адресам. Так, к примеру, патрульных, которые дежурили в Суворовском районе, до начала смены предупредили, что на улице Воробьева нашли труп мужчины.
Наш рейд начался с чаепития. Милиционеры говорят, что лучше сначала выпить чая, а то потом может быть некогда. Какой–то строгой закономерности по количеству нарушений нет, раз на раз не приходится: бывает, что мирный вторник оказывается насыщенным по количеству волнений на улицах и вызовов, а порой и в разгульную субботу все тихо и спокойно. К слову, помимо чая особых примет и традиций у патрульных нет.
У нашего автопатруля с позывным "Зенит-50" не было какого-то конкретного задания, мы отправились колесить по своему периметру в районе парка Горького, улиц Генерала Петрова, Терешковой, 25-й Чапаевской дивизии и Ицхака Рабина.
– Наша задача – пресекать правонарушения на улицах, – объяснил командир Сергей Мунтян. – Мы должны также заезжать с проблесковыми огнями в темные дворы и переулки, в особенности туда, где есть кафе и бары.
Как рассказал Мунтян, в министерстве раньше вынашивалась идея увеличить количество патруля на улицах, этого хотели достигнуть, работая с коммерческими службами охраны. Но в связи со сменой руководства эксперимент не реализовали.
 
В профессиональный праздник – День милиции – "КП" отправилась в рейд с инспекторами патрульной службы.
 
"Милицию" перестали бояться
 
Мы не спеша объезжали все злачные и приближенные к ним места в нашем периметре.
– Недавно за этим баром мы задержали наркоманов, – указывает инспектор Александр на невзрачную забегаловку. – Мы приехали отработать поступивший сигнал о происшествии за баром, оказалось, 8 человек курили марихуану, при этом они уже были пьяными. Увидев нас, ребята повели себя агрессивно: угрожали и лезли в драку. Нам даже пришлось вызвать подкрепление, и мы их задержали.
В разговор включается коллега Андрей, он считает, что милицию перестали бояться.
– Любой правонарушитель пытается даже как-то спровоцировать сотрудника милиции, – говорит инспектор. – Человека реально задержали за хранение наркотиков или хулиганство, а он потом пишет грязный наклеп, что меня, дескать, били, хамили и грубили. Доказательств этому никаких нет, зато милиционеру придется еще долго объясняться перед начальством, даже если он был прав. При этом очень тяжело доказать то, что наркоман курил траву, а вот то, что его чем-то обидели милиционеры, – это не требует аргументов. Слово милиционера на сегодняшний день гораздо ниже, чем слова любого правонарушителя.
Рассуждения правоохранителя прервало тревожно сообщение по радиосвязи.
– Крики о помощи на улице Левитана, – сигнализировал голос дежурного. – Кто-то лезет в квартиру.
Наши патрульные внимательно выслушали диалоги между коллегами, но поскольку это был не наш район, мы продолжили патрулирование. Вдруг на улице Ицхака Рабина нашу машину грубо подрезала встречная иномарка. Андрею, который был за рулем, пришлось резко повернуть вправо, чтобы не врезаться. Тройка дружно сдержала ругательства, которые так и норовили вырваться после такой ситуации.
– Вот сейчас попробуй его останови, он ответит: "А ты что ГАИ? По какому праву ты меня задерживаешь?" Могут средний палец показать и даже обматерить, – возмущается Андрей. – В Германии за подобный знак в адрес милиционера сразу штраф в размере 900 евро выписывают без разговоров.
 
Грабят приезжие
 
По передатчику сообщили о драке возле бара по улице Богдана Хмельницкого.
– Самое опасное в драке, когда дерущиеся, которые еще минуту назад готовы были убить друг друга, по какой-то неясной причине объединяются против правоохранителей, – комментировал капитан Мунтян.
Как рассказали патрульные, район, в котором мы дежурили, является еще более-менее мирный по сравнению с Суворовским, где почти не бывает спокойствия. Но вот недавно в районе улицы Космонавтов и Варненской орудовал жестокий грабитель, который нападал на своих жертв с металлической трубой. Оказалось, наш патрульный Саша как раз принимал участие в его задержании.
– Большинство правонарушений совершается приезжими, – рассуждал инспектор Андрей. – Вот так приедут в Одессу, все деньги потратят, а жить на что-то надо. Вот тот грабитель с трубой так и объяснял, что у меня, мол, работы не было. Но мы-то понимаем, что они ищут легкий промысел!
По рации раздалось очередное сообщение, которое опять касалось не нашего района.
– На Глушко, 75 муж избивает жену. Соседи жалуются, – транслировал приемник.
– Супружеские разборки – обычное дело по субботам и самое неблагодарное при этом,– комментировал Саша. – Ну вот, приедут милиционеры, утихомирят этого дебошира, а жена потом будет ругаться и кричать, чтобы не забирали мужа. Сама она при этом может быть вся побитая и в крови.
Но иногда милиционеры все же получают и благодарность от простого народа. Например, от родных напившихся одесситов, которых приходится доставлять домой. По новым правилам, если человек сильно пьян, милиция обязана его доставить домой, если, конечно, у него есть документы при себе.
 
Вместо послесловия
 
Патрульные сдали свой пост в 4 утра. За это время ничего существенного в районе не произошло. Напоследок правоохранители угостили меня чаем из ларька на Терешковой. Пока мы разговаривали, к будке подошли двое пьяных. Один купил пачку сигарет, а у второго ни с того ни с сего проснулась мания величия: он стал хамить и потребовал, чтобы патрульные показали ему свои документы. Саша и Андрей невозмутимо отвели в сторону задиру и объяснили спокойно, что лучше бы им обоим идти своей дорогой.
 
А еще был случай
 
Наши патрульные также принимали участие в поисках банды чеченских киллеров. Они отрабатывали местность вблизи села Кошары, но на самом задержании бандитов не были. Сергей Мунтян был знаком с убитым сотрудником ГАИ.
– Даже с теми, кого он останавливал за нарушение ПДД, погибший старался шутить и вежливо объяснял, что человек не прав, и нарушитель уже сам свою вину осознавал, – вспоминал Сергей. – А если говорить о той операции на Фонтане, то факт жесткого захвата мы поддерживаем однозначно. Эти люди совершили преступление против государства, напав на сотрудников милиции. Чего же они в ответ хотели?
 
Конкретно
О девушках и девицах
 
Как подобает каждому мужчине, наши патрульные о женщинах тоже говорили. Но все больше о правонарушительницах или потенциальных жертвах.
– Иногда девушка может спровоцировать преступление, когда идет в два часа ночи одна в короткой юбке, да еще и по мобильному телефону разговаривает, – рассказывал Андрей. – Бывает, провожаем до дому таких беспечных. Особенно если заметили какую-то шумную компанию неподалеку. Кстати, ночных бабочек на улицах стало меньше. Но это не потому, что они исчезли. Просто в век технического прогресса все проститутки в основном работают по Интернету. Что с ними делать? Да я не знаю. Легализовать, что ли? Налоги хоть бы платили.
 
Про Аркадию
Пожаловались патрульные, что теперь за постыдное поведение не предусмотрено наказание.
– В Аркадии особенно под утро на такое можно насмотреться, – рассказывает Андрей. – Вечером туда идут все нарядные, красивые, а под утро просто выползают в ужасном виде. Нередко прямо на улице можно увидеть, как кто-то непристойностями занимается. Ну, тут разве что предупреждение им сделаешь, и на этом все закончено. Если кто-то специально пожалуется, то можно привлечь как за мелкое хулиганство.
 
О мечтах и зарплатах
Патрульные рассказали, что, несмотря на многие сложности, свою работу любят и дальнейшую судьбу по-прежнему связывают с милицией. Андрей в настоящее время учится в институте МВД, а Саша – в педагогическом университете на факультете физподготовки. Оба хотят в будущем получить офицерские звания. А командир роты Сергей Мунтян, у которого уже офицерское звание, считает, что главной проблемой милиционеров является маленькая зарплата.
– Инспектор патрульной службы получает 1450 гривен, – рассказал Сергей. – Иногда бывают премии за успешную операцию или на праздники. Если говорить о наших мечтах, то хотелось бы, чтобы не было проблем с жилплощадью. А по работе, вот часто бывает, что очень трудно отыскать нужный адрес, GPRS-навигатор – это даже не просто мечта, а мечта нереальная.