Губернатор Михаил Добкин заявил, что до конца года все пестициды из области вывезут.
- Через 10 дней мы поставим точку в этом вопросе, - заверил он. - Осталось 100 тонн. Специальный транспорт, которого в нашей стране ограниченное количество, забрал часть пестицидов. Пока не вернется, мы не можем дальше работать. Но до 25 декабря этого года их на территории Харьковской области не будет.
Сегодня работы идут в Балаклейском, Золочевском и Коломакском районах. Пестициды и гербициды грузовиками везут в Польшу, где их и утилизируют.
- Работа идет, - подтвердил начальник отдела координации деятельности коммунальных предприятий Леонид Ананко. - До конца года мы свой план выполним.
Однако, по мнению некоторых специалистов, такое радужное видение ситуации не совсем соответствует действительности. И причина - в том, что реальные объемы разбросанных по области ядохимикатов до сих пор не установили.
- Не все пестициды найдены, - говорит эколог Олег Перегон. - Один раз в год регулярно обнаруживают новые захоронения. Дело в том, что когда их запретили, методов утилизации не было, что делать с ними, никто не знал, и многие хозяйства просто в лесах, полях, на берегах рек их бросали тайком.
По словам Перегона, в этих вопросах не нужна спешка, поскольку хранилища, в которых лежали гербициды и пестициды, тоже нужно утилизировать. Например, в Днепропетровске был случай, когда из кирпичей строения, в котором хранились удобрения, построили коровник. Через пару лет все коровы сдохли. Иногда опасные вещества просто валяются под открытым небом, отравляя окружающую воду и землю. В таком случае собрать их и вывезти недостаточно, нужно еще и рекультивировать почву.
В тему
От меланжа окончательно избавятся весной
Губернатор напомнил и о том, что до Евро-2012 регион избавится от чрезвычайно ядовитого ракетного топлива — меланжа, который хранится на складах в Шевченковском районе. По словам Михаила Добкина, последние запасы вещества вывезут ближайшей весной.
Экологи предупреждают: вывозить меланж необходимо очень осторожно.
- Меланж - это опаснейшее вещество: до семикратного разбавления оно продолжает оставаться сильной кислотой, от него происходит самовозгорание целлюлозы и древесины, - говорит эколог Олег Перегон. - Самое главное, чтобы все происходило под надзором специалистов, потому что это вещество не прощает ошибок.