Завтра, 20 декабря депутаты во втором чтении должны рассмотреть законопроект № 7007, который предлагает ограничить информацию о лекарственных препаратах и медицинских практиках сугубо специализированными изданиями, а рекламу лекарственных средств запретить вообще.
Полное название законопроекта "О внесении изменений к некоторым законодательным актам в сфере охраны здоровья (об усилении контроля за оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического употребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок)" и главная его цель, по словам депутатов-разработчиков, забота о здоровье нации.
Между тем, по словам экспертов, принятие закона приведет к тому, что говорят еще доходы прессы без такой рекламы существенно упадут.
- Логика наших законодателей: болит голова – так отрубим же голову, - комментирует законопроект исполнительный директор исполнительный директор ИД "Пронто-Киев" Сергей Чернявский.
По словам генерального директора УМХ Татьяны Ефименко, в структуре их рекламных доходов реклама лекарств занимает 10 – 12%. Так что изъятие "лекарственной статьи" этой статьи из структуры доходов есть огромным и может быть сравнимо по доле с запретом рекламы табака, когда с рынка ушли "табакозависимые издания" - городские гайды: УМХ закрыл "Тайм аут", а КПМедиа – "Афишу".
- Учитывая, что на следующий год экспертный совет УАИПП прогнозирует рост рекламных годов на уровне 9%, то если "лекарственные ограничения" будут приняты, это будет означать, что у прессы роста не будет, - говорит Ефименко.
Один из тезисов разработчиков закона, что реклама лекарств увеличивает их потребление, как свидетельствуют данные MMI компании TNS, не отвечает действительности. Согласно исследованию: на протяжении 5 последних лет потребление основных категорий безрецептурных лекарств не изменилось, несмотря на инвестиции в прямую рекламу. Будучи информированными покупатели выбирают те препараты, которые им больше подходят, а не увеличивают их количество в потребительской корзине.
Также, как доказывают исследования, нет прямой зависимости между рекламой препаратов и увеличением количества продаж. Так, по данным компании Proxima Research, у в докризисном 2008 году рынок безрецептурных рекламных препаратов (то есть именно тех, реклама которых разрешена), продемонстрировал сокращение объемов потребления на 4%. В кризис (2009 год) это падение составило уже 6%. И только после кризиса потребление увеличилось на 3%, но объем еще не достиг докризисного уровня.
Народный депутат Елена Кондратюк уверена, что полный запрет рекламы безрецептурных лекарств (а сейчас в Украине, как и в других странах Европы, разрешена только реклама только безрецептурных препаратов), обескровит отрасль – ведь лекарства составляют до 30% рекламных поступлений в медиа. Кондратюк так же зарегистрировала свои поправки к законопроекту, которые пока на сайте ВР не доступны. Но, по словам народного депутата, если к ее поправкам прислушаются, то полного запрета на лекарства не будет.
Елена Кондратюк считает, что рекламное законодательство не нуждается в дополнительном регулировании – ведь только в апреле 2011 года было принято дополнительное правило, требующее издателей предупреждать аудиторию про опасность самолечения (под это предупреждение должно быть отведено 15% площади рекламного макета).
- Кто сказал, что лечит газета, радио или телевизор? Лечит врач, а лекарства лицензирует МОЗ. Так пусть МОЗ ужесточить контроль за качеством препаратов, а не лицензирует все подряд, а ответственность перекладывает на рекламу, - говорит Елена Кондратюк.
По мнению УАИПП, если жесткие рекламные ограничения на лекарства будут приняты, то бюджеты перетекут из прозрачной и регулируемой "лекарственной" зоны, в туманную нерегулируемую область пищевых добавок, "конфет от кашля" и "сиропов от поноса", то есть тех немедицинских товаров, которые и являются объектом большинства жалоб потребителей.
Также, по подсчетам отраслевой Ассоциации, сократятся налоговые отчисления от отрасли и рабочие места. Улучшит ли это здоровье нации – еще вопрос, но вот уж точно потребует от государства дополнительных средств на переквалификации и помощь по безработице.
Рекламные ограничения, урезающие доходные поступления в медиа, по мнению издателей, также являются ударом и по базовым демократическим свободам, делая рынок уязвимым и слабым.
- Пусть нам не перекрывают поступление рекламных доходов, не принимают никаких ограничивающих законов о рекламе. Это угроза существованию независимой прессы как таковой, поскольку лишает издателя доходной части и тем самым делает его зависимым от нерыночных денег, - утверждает Татьяна Ефименко.