Фильмом "В бой идут одни "старики" занялась прокуратура

Ситуацию с авторскими правами на раскраску фильма держит на контроле Администрация президента.

Леонид Быков, как рассказала «КП» редактор фильма «В бой идут одни «старики» Эмилия Коснийчук, хотел стилизировать свой фильм под военную документальную хронику. Поскольку она была черно-белой, это исключало в фильме цвет...

Прокуратура Киева начала проверку соблюдения авторских прав в отношении фильма режиссера Леонида Быкова "В бой идут одни "старики" - об этом сообщила СМИ советник главы государства и руководитель Главного управления по гуманитарным и общественно-политическим вопросам Администрации президента Анна Герман.

Напомним, что 9 мая 2009 года на Первом канале в России и на телеканале "Украина" была показана колоризированная версия фильма "В бой идут одни "старики". Раскрашивала картину Леонида Быкова компания "Трейд интертеймент", которая получила это право, выиграв тендер, проводившийся Госкино Украины. По слухам, компания вложила в проект полмиллиона долларов.

ДОЧЬ БЫКОВА ОБРАТИЛАСЬ В СУД

После выхода фильма на экран дочь режиссера картины Марьяна Быкова обратилась в суд, настаивая на том, что колоризация исказила смысл оригинального произведения.

16 мая Голосеевский суд Киева удовлетворил иск Марьяны Быковой, признав раскрашенную версию картины искажающей ее первоначальный смысл. Суд постановил уничтожить все копии цветной версии фильма в Украине и взыскать в пользу дочери режиссера Быкова символическую 1 гривну.

Однако 14 сентября 2011 года Коллегия судей судебной палаты по гражданским делам Апелляционного суда города Киева решение Голосеевского райсуда упразднила и в удовлетворении иска Марьяне Быковой отказала. После этого  дочь режиссера и написала письмо в Администрацию президента. 

-  К нам в Администрацию обратилась дочь Быкова, - сообщила "КП" Анна Герман. - Мы посоветовались и обратились в Генпрокуратуру, и оттуда нам  ответили, что поручили прокуратуре города Киева провести проверку ситуации и в случае нарушения авторских прав в соответствии с законодательством прореагировать. Я человек старой формации. Я уважаю право автора на то, чтобы его воля была исполнена. Если он завещал, чтобы лента была показана только в черно-белом варианте, то это его право. И если наследники творца требуют, чтобы фильм был показан только в черно-белом варианте, то это их право. "В бой идут старики" - это классика киноискусства, и я бы не стала его раскрашивать. 

Прокуратура Киева сейчас занимается проверкой ситуации и от комментариев воздерживается.  

... Для того чтобы стилизация была идеальной, Быков специально пригласил на фильм оператором Владимира Войтенко, который во время войны работал оператором военной хроники.

"МЫ ЖИВЁМ НЕ В 20-М, А В 21-М ВЕКЕ"

"Комсомолка" обратилась с вопросом к создателям колоризированной версии. Поскольку  режиссер Игорь Лопатенок оказался вне зоны досягаемости, на вопросы "КП" ответил исполнительный продюсер проекта Алексей Дивеев-Церковный. 

- На каком основании компания "Трейд интертеймент" осуществила этот проект?

- Поскольку Госкино был объявлен конкурс на колоризицию и реставрацию указанного фильма - компанией было принято решение принять участие в этом конкурсе и компания его выиграла.

- Что именно дает прокуратуре думать, что права нарушены?

- Наверное, жалоба дочери режиссёра и соавтора сценария, которая через год после показа колоризованной версии фильма рассмотрела и узрела в сути колоризации нарушение авторских прав отца.

По этому поводу можно спорить, но мы видим в реальной жизни как колоризация продолжает жизнь и придаёт новые краски не меньшим по значимости творениям  таким как "Семнадцать мгновений весны", "Офицеры", "Весна на заречной улице" и многие другие. Почему то их авторы не усматривают никаких нарушений в этом плане.

- Кому принадлежит идея  проекта?

- Идея колоризации не нова. Партнёры, которые имеют непосредственное отношение к кинопроизводству и имеют доступ к технологиям, решили объединить усилия и подарить зрителю обновлённый и отреставрированный продукт - без дефектов, вызванных временем, с качественным звуком и в цвете.

- На основании чего Госкино Украины организовывало тендер?

- На основании здравого смысла, ведь фильм не поменян, не дополнен, а всего лишь дана возможность зрителю наслаждаться великим творением Быкова в цвете реального времени. Мы живём не в 20-м, а в 21-м веке, и современные технические возможности по реставрации и колоризации классики кинематографа дают возможность дать новую жизнь произведениям и способствуют популяризации их среди подрастающего поколения.