У наших глаз память лучше, чем у мозга

Ученые проследили за движениями наших глаз.

У наших глаз память лучше, чем у мозга.

У наших глаз память лучше, чем у мозга.

Наши глаза помнят увиденное лучше, чем мы сами. Когда человек смотрит на что-то знакомое (или не знакомое) и пытается решить, видел ли он это раньше, его мысли, рассуждения, посторонние впечатления могут повести память по ложному пути. Истинный же ответ можно получить, проследив за движениями глаз: на знакомом объекте они задерживаются дольше, что бы мы там про него ни думали.

Американские психологи поставили следующий эксперимент. Студентам предлагали внимательно изучить 36 портретов. Затем эти портреты некоторым образом модифицировались — чтобы не были сами на себя похожи; при этом они все-таки что-то такое напоминали. Процесс изменения картинок испытуемые, естественно, не видели. Затем участникам эксперимента показывали сразу по три изображения, среди которых были и незнакомые, и модифицированные. Сопровождался показ такой фразой: тех лиц, что вы разглядывали до этого, тут может и не быть. Нужно было указать на знакомую физиономию — или же на ту, которую испытуемый до сих пор не видел, передает .

Одновременно исследователи записывали движения глаз подопытных, когда те рассматривали тройки фотопортретов. Ученых интересовало, на каком изображении глаза фокусируются в первую очередь и на каком останавливаются дольше всего. Оказалось, что глаза участников оказывались точнее, чем их сознательные решения: что бы они ни говорили, глаз дольше всего "зависал" на знакомом, прежде виденном изображении. Но после того, как выбор был сделан, глаза начинали отдавать предпочтение выбранному варианту, независимо от того, был он верен или нет. То есть движения глаз приходили в соответствие со сделанным выбором.

Очевидно, что эти данные могли весьма помочь криминалистам. При опознаниях свидетелей часто подводит память, люди путаются в лицах, указывают на совершенно посторонних. Но свидетельские показания можно было бы сделать намного более точными, если спрашивать не самих свидетелей, а их глаза.