Быть можно дельным живописцем и думать о красе ногтей

Оксана ФОМИНА, редактор рубрики "Досуг", рассказывает о своем любимом художнике

Оксана ФОМИНА, редактор рубрики «Досуг»

- До тех пор пока я не научилась читать, была свято уверена в том, что вижу на картине не очень симпатичную молодую женщину с рыжими кудрями, изя-щными длинными пальцами, в красивом черном костюме. Как же я удивилась, когда смогла  прочитать по складам: Антонис Ван Дейк, автопортрет!

Ван Дейк родился в зажиточной семье, а потом стал одним из самых богатых людей своего времени. У своих родителей он  был седьмым из двенадцати детей. Папаня художника торговал дорогими тканями. О состоятельности семейства свидетельствует тот факт, что в доме у них стояла ванна, бывшая в то время роскошью примерно такой же, как сейчас - личный бассейн.

В десятилетнем возрасте Антониса пристроили на учебу к известному в Антверпене художнику Хендрику ван Балену. Учеба  была в радость и на пользу. Уже в 14 лет Антонис написал свой первый шедевр - портрет старика. 

Юный художник был плодовит и смел. В феврале 1618 года, за месяц до 19-летия, Ван Дейка зарегистрировали в Гильдии живописцев Антверпена. Но еще раньше у него появилась своя мастерская. Это значит, что юный гений плевал на закон, запрещающий художникам, не принятым в гильдию, продавать картины. Позже Антонис стал учеником Рубенса. Тот, кстати, доверял Ван Дейку писать в своих картинах весьма сложные вещи. Гости, бывавшие у мэтра, отмечают, что юноша очень талантлив, и мечтают, чтобы он писал их портреты.

В итоге Ван Дейка приглашают в Англию, которая станет его второй родиной.

Антонис получает шикарный дом в Лондоне, загородную резиденцию, внушительное содержание и дворянский титул. Жизнь удалась.  Он пишет картины и портреты для высокопоставленных особ, среди которых сам английский король!  Делал он это с просто-таки моцартовской легкостью. У других на полотно уходили годы, а у Ван Дейка - неделя. Были подозрения, что живописец использовал труд, как бы сейчас сказали, "художественных негров", но, как и в наши дни, эта тайна охранялась строго-престрого. 

Антонис Ван Дейк. Автопортрет 1623 года.

Конечно, у него были деньги, которые он с удовольствием тратил. Сейчас бы его назвали метросексуалом. Внешностью он обладал заурядной, но за собой следил истово. Кудри всегда изящно уложены, ногти отполированы (неудивительно, что я приняла его автопортрет за женский). При этом стоит добавить, что у Антониса была законная жена - придворная дама королевы Генриетты Марии. Хотя это не мешало ему кружить головы многочисленным поклонницам.

Некоторые из них  оказывались женщинами весьма страстными и ревнивыми. Одна, к примеру, грозилась отрезать художнику руку, чтобы тот не мог держать кисть. 

Некоторое время он жил в Париже, где пытался получить заказ на роспись Лувра, но увы. Раздосадованный, он вернулся в Англию и сильно простудился. Король, видя, что его любимец медленно угасает, объявил щедрую награду тому, кто вылечит Антониса. Однако чуда не случилось. 

У художника родилась дочь, а спустя неделю он умер. Его пышно похоронили в соборе Святого Павла. Который спустя какое-то время сгорел, а вместе с ним и могила Ван Дейка. На память потомкам остались 400 живописных полотен Ван Дейка, бесчисленное множество гравюр, рисунков и набросков.