Режиссер Петр Буслов: Так не бывает, но душа вернулась в тело Высоцкого спустя 10 минут после смерти

Так выглядела кухня Высоцкого в фильме.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Так выглядела кухня Высоцкого в фильме. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Накануне "Комсомолка" расспросила режиссера двух "Бумеров" о том, зачем он взялся за фильм о всенародно любимом актере

"Высоцкий" - снятая при участии Первого канала размашистая драма о гастролях Высоцкого в Бухаре, во время которых он пережил клиническую смерть из-за наркотиков. Фильм вызвал волну обсуждений задолго до начала съемок. И сейчас, судя по резонансу, метит в главные российские фильмы года. Накануне премьеры в студию телевидения "КП" пришел режиссер Петр Буслов, для которого фильм стал третьей полнометражной работой после "Бумера" и "Бумера-2".

"У СЫНА ЕСТЬ ПРАВО НА ЭТУ ИСТОРИЮ ОБ ОТЦЕ"

- Петр, Высоцкий в нашей стране, с одной стороны, всенародно любим, а с другой - начинает бронзоветь как классик. То есть трогать его в любом случае опасно, не считаете?

- Ну, у нас же фильм основан на реальной истории, которую Никите Высоцкому, сыну, рассказал его друг спустя несколько лет после смерти Владимира Семеновича. И он, как один из авторов сценария, сумел открыть не всегда приятные, иногда страшные вещи, существовавшие как мифы, слухи. Конечно, Никита взял на себя колоссальную ответственность - показав отца таким, каким его раньше никто не знал. Я считаю, у него есть на это право.

- Про наркозависимость Высоцкого как раз известно довольно хорошо.

- А вот это главная ошибка - говорить, что наш фильм о том, как Владимир Семенович чуть не умер от передозировки в Узбекистане. Даже на уровне сюжета все не так -  его организм к 1979 году был до крайней степени истощен этим зельем, он думал, что сможет побороть себя, выйдя из больницы, усилием воли победить. Но организм ответил - нет, дай мне эту штуку. И в эти несколько дней у него происходит кульминация чувств, отношений с друзьями, родными, жещинами... Такой концентрированный слепок жизни, все, что мы о нем знаем и не знаем, и все это в течение нескольких дней.

- Но тут ведь и вопрос элементарной этики - периодов в жизни у Высоцкого много, но вы берете именно эпизод про наркотики и клиническую смерть в Бухаре. Почему именно это?

- Да потому, что необычные вещи случились с ним именно тогда. В момент молитвы вдруг душа вернулась в тело спустя 10 минут после клинической смерти, тогда как мозг умирает в течение двух минут. Именно в этот период колоссального творческого кризиса, когда у него не получалось писать и он мучился до невозможности, судьба дала ему еще один год жизни. И за этот год он успел написать те стихи, которые легли в основу нашего фильма.

Еще раз - это не про порок и не про пристрастие, а про победу духа, победу личности над этой составляющей его жизни. Не могу сказать, что, прочитав сценарий, я подумал: "Какой невероятный Высоцкий, ну надо же". Скорее подтвердились мои представления о том, что это человек, способный на разные поступки. Приносить себя в жертву, тратиться, прожигать жизнь без оглядки.

"ВАНЯ УРГАНТ ДОКАЗАЛ, ЧТО НУЖЕН В ФИЛЬМЕ"

- Этот проект - не совсем ваш. До вас же за него брались два режиссера, вы были третьим...

- Да, по разным причинам с фильма ушли люди, которые начинали его делать, - режиссеры Игорь Волошин и Александр Митта. Спасибо им за базу, которую они заложили, работать было гораздо легче. Задача у меня была - подключиться к хорошему замыслу о человеке, которого многие любят, и постараться своим умением улучшить это. А получилось или не получилось, я не готов обсуждать.

- Исполнителей главных ролей выбирали вы сами или под диктовку продюсеров?

- Все актеры мои. Пришлось заново проводить пробы - даже исполнитель главной роли этого не избежал. Я понимаю, откуда растут ноги у вашего вопроса - мол, это кино Первого канала, и его продюсеры могут надавить на режиссера. Да, мне предложили Ваню Урганта. Но он, как и остальные, прошел несколько проб с другими актерами, не менее достойными. И доказал свою нужность именно в этом ансамбле.

- Оксана Акиньшина как появилась?

- С ней было непросто. Акиньшина была моей кандидатурой на роль возлюбленной Высоцкого. Проблемой было доказать продюсерам и Никите Высоцкому, что она подходит. Она привыкла побеждать, при ее появлении все должны просто без проб, на веру принимать ее, отдавать на откуп роль, тогда как продюсеры ставили ей совершенно конкретные задачи. А она же самоигральная актриса. И очень упертая, при всех своих талантах, невероятной чуткости и природной органике. Оксана, если ты сейчас это читаешь, - самовлюбленная ты очень. Но ты молодец, ты исправилась. Ты очень сильно постаралась. Потому что фильм мы делали не про то, какие мы самостоятельные и разные, а о том, как мы относимся к Владимиру Семеновичу.

- Едва ли не впервые в истории мирового кинематографа имя главной звезды фильма скрывают от зрителя. Зачем?

- Хотели приблизиться максимально к образу Высоцкого и в портретном сходстве. Будто он сам в нашем фильме, дышит, переживает. И чтобы зрители не отвлекались: почему именно этот актер, почему не другой?

- А что за название у фильма - "Спасибо, что живой"?

- Когда я пришел, название было другим - "Черный человек". И я попросил его заменить. Снимать фильм с таким названием очень тяжело по целому ряду причин. И продюсеры, к счастью, услышали меня. Мы договорились, что фильм мы так не называем. "Спасибо, что живой" - было рабочее название, которое затем сформировалось в окончательном виде: "Высоцкий. Спасибо, что живой".

- Ответственность готовы взять на себя за результат?

- Она уже есть. В титрах стоит мое имя со всеми вытекающими последствиями. Но у нас обычно как бывает? Если фильм получился, это заслуга продюсеров, если фильм плохой - виноват режиссер.