Создатели картины "Высоцкий. Спасибо, что живой": "5 лет мы благодарим нашего героя за то, что он остался свободным"

1 декабря в Киеве состоится премьера картины, сопродюсером которой стал канал "1+1". "КП" собрала несколько интересных фактов о том, как создавался фильм, посвященный легендарному артисту

1 декабря в Киеве состоится премьера картины, сопродюсером которой стал канал «1+1».

1.  Рабочее название картины "Мой черный человек"

Смысл нового названия объясняет автор сценария и сопродюсер фильма Никита Высоцкий:

- Эта история рассказывает о нескольких днях из жизни Высоцкого. В нашем изложении она в каком-то смысле получалась историей создания стихотворения, начинающегося словами "мой черный человек в костюме сером…". Изначально проект так и назывался: "Мой черный человек". Начиная работать над картиной, мы имели в виду как раз этого черного человека из стихотворения Высоцкого. Это некая сила, которую не потрогаешь, не ощутишь, которая ускользает. 

Но по мере работы сценарий менялся, менялась и развивалась история. В результате изменилось и название. Оно подсказано строками из того же стихотворения: "…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: спасибо, что живой". 

Мне нравится, как изменилось название и сама история. Теперь она не столько о борьбе Высоцкого за уничтожение, сколько о его борьбе за жизнь, за любовь, за свободу, за творчество… 

2.  На создание фильма понадобилось 5 лет 

По словам одного из продюсеров картины Анатолия Максимова, на создание картины понадобилось довольно много времени - 5 лет. 

- Мы сами, не замечая того, благодарили нашего героя за то, что он остался живым. Живым. Значит, свободным. Он поступал исходя из "себя самого" - мало кто в мире на это способен. Люди зависимы  - от чужой воли, от внешних сил, от непреодолимых обстоятельств, а больше всего -  от себя самих,  от своих  страхов, страстей и даже  привычек.  Высоцкий перешагнул себя, вырвался из своей смерти и в нашем фильме, и в жизни. Пять лет день за днем мы были рядом со свободным человеком. Нам повезло.

3. Молодого режиссера выбрали, чтобы не было ностальгических настроений 

Изначально предполагалось, что фильм должен снимать сверстник Владимира Высоцкого, может быть, его товарищ. Некоторое время на проекте работал Александр Наумович Митта, который был дружен с Высоцким. Однако создатели фильма решили, что картина не должна быть ностальгической. Это должен быть фильм сегодняшний, адресованный в первую очередь молодому поколению.

- Старшее поколение режиссеров, хотят они этого или нет, все равно работает в эстетике 70-х, ничего с этим не сделаешь. Они могут заставить себя смонтировать все в кашу, они могут использовать современные технологии, они все знают, но для них это неестественно, - считает Никита Высоцкий. - Я недавно показал отрывки из фильма друзьям отца, которым за 70. Им понравилось, но они говорят: "Что нам-то про Володю фильм? Мы его помним, мы его знаем". Наше кино в первую очередь для молодых, и съемочная группа была подобрана соответственно этому замыслу. Игорь Гринякин - наш оператор-постановщик - лауреат "Белого квадрата". Петр Буслов, режиссер, кроме своих двух "Бумеров" снял огромное количество рекламы, клипов, телевизионных проектов. Это опытные профессионалы. 

По словам Петра Буслова, он не смог бы так быстро подобраться к персонажу, если бы не Никита Владимирович:

- Он все время находился на съемках. Наверное, это был единственный случай в режиссерской практике - не знаю, может, коллеги меня поправят, - когда сценарист постоянно находился на съемках. Но нам было очень важно все, что Никита Владимирович мог рассказать про отца, про друзей Высоцкого. Он был для нас проводником в мир Владимира Семеновича, в его время.  

4.  Снимали на раритетные советские объективы

Последняя картина, которую снимали подобной оптикой, наверное, "Освобождение" Озерова. Под эти объективы расточили современную камеру. Получилась конструкция в 30 кг весом. Все эти килограммы стекла и металла оператор-постановщик Игорь Гринякин надевал на себя и снимал картину. 

- Дело в том, что мировой кинематограф снимает качественное кино на анаморфот - это определенная система линз, система построения изображения, которая позволяет получать широкий экран без компьютерной графики, - делится Игорь. - У нас в СССР была школа анаморфота, но теперь Россия эту школу утратила. Была предложена идея: если мы все помним Владимира Семеновича на экране - а мы все его помним, - надо снимать картину в анаморфоте. Решили использовать раритетные объективы, чтобы попасть, во-первых, в эпоху, а во-вторых, поддержать эту нашу зрелищность и красочность в большой постановке. Стали через друзей искать старые объективы, нашли несколько - у кого-то дома один лежал, у кого-то другой. Два нам дали в компании "Элит", это бывшая "ЛОМО". Десять объективов мы оттестировали, отобрали пять, на них и снимали фильм. Знаете, старые советские объективы невероятно красивые. Это произведения искусства.

5.  "Мерседес" в фильме - точная копия четырехдверного седана певца

8 июля 1976 года в картотеке Краснопресненского отделения ГАИ появился первый "Мерседес" - "Даймлер-Бенц". Машина  1974 года выпуска, номер двигателя и шасси - 11028-10023792, цвет - голубой металлик, модель - 450 W 116. Он был зарегистрирован на имя Высоцкого Владимира Семеновича. Местонахождение и судьба этого авто неизвестна. Вроде бы в 1989 году он был где-то в Грузии.  

Так что "Мерседес" в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой" - точная копия того четырехдверного седана. Чтобы добиться полной достоверности, были подняты  архивные документы, найден ПТС машины, установлен VIN-код. При подготовке к съемкам использовали материалы из архива Музея Высоцкого, фотографии, свидетельства друзей. В игровом "Мерседесе" все один в один, как у Высоцкого, даже магнитола. Владимир Семенович почти всегда включал ее за рулем, по дороге репетировал, учил роли.  Как правило, рядом с ним сразу же пристраивались другие машины. Увидев  (а если окна были открыты - то и услышав) Высоцкого, водители старались держаться поближе к его авто, чтобы послушать артиста.  

6. Иван Ургант сыграл собирательный образ Абдулова и Дыховичного

Ургант в новой роли будет мало похож на себя.

Как известно, имя исполнителя роли Высоцкого держат в большом секрете. Это загадка даже для Ивана Урганта, который также снимался в этой картине. 

- Я пришел в проект, когда уже шел кастинг, - признается Иван. - До этого слышал от своих приятелей, что кто-то еще пробовался. А потом пригласили меня. И вдруг вышел Владимир Семенович Высоцкий и стал со мной общаться. На пробах мы играли сцену в самолете. Человек, который играл Высоцкого… Я до сих пор не знаю, кто это. Чтобы узнать, однажды ворвался в гримерку без стука. Там какая-то женщина седая и без одежды стояла спиной, и я сразу выбежал.

Что касается персонажа, которого сыграл Ургант, то это образ собирательный. 

- Это скорее артист Всеволод Абдулов, но внешне никаких пересечений с артистом Абдуловым у меня нет. На Ивана Дыховичного я тоже похож разве что прической. А ростом я вообще больше похож на Хмельницкого, - смеется Ургант. 

Фото с сайта kinopoisk.ru

КСТАТИ 

О чем фильм

В картине речь идет о событиях 1979 года, когда легендарный музыкант и актер пережил клиническую смерть. Фильм снимался в Узбекистане и России.  Продюсеры - Анатолий Максимов и Михаэль Шлихт. В фильме сыграли Андрей Панин, Андрей Смоляков, Владимир Ильин, Владимир Меньшов, Дмитрий Астрахан, Иван Ургант, Максим Леонидов, Оксана Акиньшина, Сергей Безруков, Сергей Шакуров.  Одна из основных интриг проекта - имя исполнителя главной роли, которое кинокомпания не разглашает. Создатели не называют фамилию актера и не пишут ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого. Максимально похожий на него. Не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий.