Михаил Рябников: Брат-2 у стен Кремля

Михаил РЯБИКОВ, заместитель редактора отдела московского выпуска "КП", рассказывает о своем любимом художнике.

Михаил РЯБИКОВ, заместитель редактора отдела московского выпуска «КП».

Напрасно вы думаете, что Аполлинарий Васнецов  был тенью своего знаменитого  брата Виктора Васнецова. Рискну сказать, что он, быть может, даже более интересен зрителю - прежде всего как изобразитель древней русской столицы. 

Недаром его называют певцом старой Москвы. Это сейчас певцы поднимают руку на женщин, а в конце XIX века они поднимали руку над мольбертом, крепко, но трепетно держа в кисти кисть.

Именно Аполлинарий Васнецов открывает перед нами ту Москву, о которой грустят археологи, печалятся историки и размышляют всякие прочие защитники красивой старины и удивительной архитектуры. Даже его ранние и оттого не самые выдающиеся с технической точки зрения "Вид на Крымский мост" или "Кремль и Храм Спасителя со стороны Нескучного сада" поэтичны, насколько поэтичными могут быть картины, и в то же время исторически достоверны.

"Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, - писал Аполлинарий Васнецов, - я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами".

Но Васнецов-младший не был бы Васнецовым, если б рисовал одну лишь Москву. Будучи человеком не просто увлекающимся, а увлекающимся глубоко и надолго, он был многогранен и взыскателен к жизни. Аполлинария Васнецова интересовали геология (будущий художник намеревался даже поступать в Геологический институт, но брат отговорил), архитектура, литература (он зачитывался Некрасовым, Чернышевским, Писаревым), география, астрономия. Собственно, это и отразилось на работе, вернее, на тематике его полотен. Шикарные пейзажи появлялись у него после многомесячных путешествий по городам и весям (к примеру - "Днепр перед бурей"). Став членом-учредителем Московского общества любителей астрономии, он написал "Солнечное затмение на Вятке". Вступив в ряды Комиссии по охране древних памятников при столичном Археологическом обществе, Васнецов-младший создает свой знаменитый "Московский застенок".

Художник признавал, что наблюдательность у него - от отца, священника. "Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - напишет позднее в автобиографии Аполлинарий.

При всем при этом у Васнецова-младшего не было художественного образования. Учился он посредством общения - с братом и его великими знакомыми: Репиным, Коровиным, Левитаном. Не хватало на пропитание - художник иллюстрировал книги и журналы. Втянувшись, он даже начал было писать рассказы. Но вовремя остановился - иначе бы мы потеряли отличного художника и заимели бы хорошего писателя.