ЧП произошло вчера в 11 часов 11 минут. Строители как раз закончили очередной этап работ на Подольско-Воскресенском мосту и планировали отогнать суперкран на стоянку. Да вот сложить махину так и не смогли. Когда огромная стрела опустилась градусов на 40, кран накренился набок и упал.
- Я как раз работал на мосту, вдруг слышу треск, стук, как будто взорвалась бомба, затем кто-то закричал: "Полундра! "Захарий" падает! Спасайся, кто может!" – рассказывает строитель Алексей. - Я не поверил. Но кран медленно наклонялся, а через секунду стальные тросы начали рваться как нитки. Стало страшно.
По словам очевидцев, на понтоне, который удерживал подъемник, работали восемь человек. Когда кран накренился, два высотника прыгнули в воду и начали что есть силы грести к берегу. Остальные хватались за все что можно, лишь бы удержаться. Выжить строителям удалось чудом.
Что же произошло с самым большим плавучим краном в мире? До сегодняшнего дня он считался не только уникальным, но и самым надежным изобретением киевского завода "Ленинская кузница". И даже мог попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Конструкторы уверены, всему виной халатность в эксплуатации.
- Чтобы управлять такой махиной, нужно просчитывать каждый шаг, - считает Владимир Петрович, один из конструкторов крана. - Для этого со всех сторон его привязывают мощными тросами к специальным понтонам. Видимо, кто-то решил упросить себе работу.
Можно ли восстановить уникальный кран? Ответить на этот вопрос не берутся даже специалисты.
- Поднять такую громадину невозможно, придется резать на куски, - говорит Владимир Петрович. - Кроме того, под воду ушло очень много дорогостоящей электроники. Теперь комиссия будет решать, что с краном делать дальше.
А пока специалисты думают, подъемник продолжает плавать в гавани Днепра и заливать воду мазутом и соляркой. Масляное пятно уже разлилось на несколько сот метров…
Кран "Захарий" был изготовлен специально для строительства Подольского моста на киевском заводе "Ленинская кузница". Из-за сложностей с финансированием стройка затянулась на восемь лет, а стоимость строительства перевалила за 10 млрд грн. Планировалось, что движение по новой переправе пустят весной 2012 года, но в связи с крахом крана дату снова могут перенести.
ТТХ крана "Захарий"
◆ Высота стрелы 96 м
◆ Грузоподъемность - 680 тонн
◆ Вес - 3000 тонн
◆ На кране используется 10 км тросов.